Велемудр » Blog Archive » ДЕНЬ ДАЖДЬБОГА И МАРЕНЫ

ДЕНЬ ДАЖДЬБОГА И МАРЕНЫ

Опубликовал: welemudr     Категория: Казаки

День Даждьбога и Марены

12 декабря в соответствии с древними традициями славяне праздновали День Даждьбога и Марены.

С принятием христианства, когда на Руси происходила подмена понятий, этот праздник в народном Календаре стал называться День ПараМона. «Пара»  это высший-старший (отсюда и параАтма-высший дух, и пращур и прадед), а «МОН-МАН»  это человек, то есть образ этого имени дословно означает пращур людей. А кто у нас считается родоначальником наших Родов? Предки называли себя  не иначе как Даждьбожьими внуками и об этом есть информация во многих древних текстах.

Смотрим «Слово о полку Игореве»: «Тогда при Олеге Гориславиче (князь Тьмутораканский), сеялась и росла усобица. Погибала жизнь Дажьбожих  внуков».   «Слову  о полку Игореве…» вторит и «Велесова Книга»: «Се души Пращуров  наших из Ирия зрят на нас. И там  Жаля  плачет  о нас,  речет нам — якось мы  пренебрегаем, Правью, Навью и Явью. Пренебрегаем мы этим  и истинной гнушаемся, и не достойны быть Даждьбоговыми внуками…», «Даждьбоговы внуки мы есть — любимцы божеские»…

  То есть получается что имя Даждьбога при принятии христианства было заменено в народе на созвучное по образу значимости имя Парамон. Но в глубокой древности это был не просто праздник Даждьбога, это был  День Даждьбога и Марены. Свадьба Даждьбога с Богиней Мареной.

    Традиционные славянские праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую суть и значение. Обряды, которые совершали когда-то в старину наши великие Предки-пращуры призваны обеспечить мирное сосуществование и лад с Матушкой ПриРОДой, связь с нашими РОДными славянскими Богами. Поэтому каждый славянский праздник – это обрядовое действие, приуроченное к почитанию какого-либо конкретного Божества славянского пантеона и сопутствующего события происходящего в природе.
Как правило, славянские праздники сопровождаются весёлыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками и смотринами невест. Празднование дня Даждьбога и Марены приурочено к успокоению природы и наступлению зимних холодов. (Марена, Марана, Марина, Морена, Мармор (лат.), Моргана (брит.), Мэрроу (шотл.), Маря (латыш.), Морриган (ирл.), Марыся (белор.), Marica (италий.)) — Великая богиня матерь. Священное дерево богини – Граб, Смородина. МАРЕНА (Мара) – Богиня Зимы, Ночи, Вечного Сна и Вечной Жизни. Очень часто ее называют Богиней Смерти, прекращающей земную жизнь человека в Явном Мире, но это не совсем верно. Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а дает людям возможность переходить в более высокие Миры нашей вселенной.
Она ведает переменами в жизнях человеческих, и семейным благосостоянием. Считается, что Великая Богиня Марена имеет на крайнем севере Мидгард-Земли Ледяные Чертоги, в которых Она любит отдыхать после странствий по Сварге Пречистой. Когда Богиня Марена приходит на Мидгард-Землю, вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон. Но кроме наблюдения за отдыхом Природы на Мидгард-Земле, она наблюдает еще и за жизнью людей. A когда приходит время людям отправляться в долгую дорогу в иные Миры (когда наступает смерть-смена реальности), Богиня Марена дает наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной Духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опытом, в каком направлении ему продолжать свой посмертный Путь. Богиня Марена является Покровительницей Чертога Лисы во Сварожьем Круге, она жена Тарха Даждьбога  — Бога света, добра, благ, дождя, снега, покровителя свадеб, природы, богатства, даяния, помощи.
Встреча Даждьбога и Марены всегда сопровождалась проведением различных ритуалов. Это их образы воплощали, когда лепили в этот день Снеговика и Снегурочку. Сказка про растаявшую летом Снегурочку это эхо грустных воспоминаний о минувшей зиме и всех радостях, которые она нам так щедро приносила. В тех регионах нашей родины, где снега бывает очень мало (Кубань, Украина) делают соломенных идолов – иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека и устанавливают в избранном месте, а подле них располагают стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках маленькие куклы. Вечером этого дня устраивают пиры, на которых обязательно проходят замирения рассорившихся, ведь Мара и Даждьбог отвечают за успокоение и благость в людских родах.
Игры и песни продолжаются до рассвета. Маленькие куклы потом ставят в избе, на всю зиму в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей.

Сказ о Даждьбоге и Марене:
Жил-был в Сварге Пречистой Даждьбог Перунович, а у него было три сестры: одна богиня Магура дева воительница, другая богиня Тара (Заря), третья богиня Девана (Зевана). Сестер он  всех замуж выдал и остался  один, и сделалось ему скучно.
Собрался в дорогу, сел на коня и поехал и вот видит — лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Даждьбог:
— Коли есть тут живой кто,—отзовись! Кто побил это войско великое? Отозвался ему один из живых: — Все это войско великое побила прекрасная богиня Мара Моревна. Пустился Даждьбог дальше, наезжал на шат­ры белые, выходила к нему навстречу Мара Моревна, прекрасная:
— Здравствуй, Даждьбог, куда тебя несет—по воле аль по неволе?

Отвечал ей Даждьбог:
— Добрые молодцы по неволе не ездят!
— Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах. Даждьбог тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, и полюбился Маре Моревне и женился на ней. Мара Моревна прекрасная взяла его с собой в свой небесный Чертог. Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось ей прогуляться, стала она на войну собираться. Оставляет она на Даждьбога все своё хозяйство и приказывает:
— Везде ходи, за всем присматривай, только в эти пещеры не моги заглядывать!
Но он не вытерпел, и как только Мара Моревна уехала, тотчас бросился в те пещеры, запретные. Отворил Даждьбог дверь, глянул, — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикованный. Богом Велесом силы своей лишенный. Просит Кощей у Даждьбога:
— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил—совсем в горле пересохло! Даждьбог подал ему целое ведро воды, он выпил и ещё запросил: — Мне одним ведром не залить жажды, дай еще! Даждьбог подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать цепей порвал.
— Спасибо, Даждьбог! — сказал Кощей Бес­смертный.— Теперь тебе никогда не видать Мары Моревны, как ушей своих!—и страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Мару Моревну, прекрасную, подхватил ее и унес к себе. А Даждьбог горько-горько затужил о ней, снаря­дил своего коня и поехал в путь-дорогу:
День едет, другой едет, а на третий добрался до Мары Моревны. Увидала она своего милого, броси­лась к нему на шею, залилась слезами и промол­вила:
— Ах, Даждьбог! Зачем ты меня не послушал­ся, —пошел в пещеры запретные и выпустил Кощея Бес­смертного?
— Прости, Мара Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не видать Кощея Бес­смертного, авось не догонит! Собрались они и уехали. А Кощей на охоте был, к вечеру он домой ворочает­ся, под ним добрый конь спотыкается. — Что ты, несытая кляча спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду? Отвечает конь.
— Даждьбог приходил, Мару Моревну увез. — А можно ли их догнать? — Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонку и ехать—и то поспеем! Кощей поскакал, догнал Даждьбога. Сразились они в лютой схватке, стукнул копытом Кащеев конь Даждьбога и упал он со своего коня. Одолел в этот раз Кощей Даждьбога.
— Ну,— говорит,—первый раз тебя прощаю, за твою доброту, что водой меня напоил, и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю! Отнял у него Мару Моревну и увез. Даждьбог сел на камень и опечалился. Но делать нечего и он опять воротился назад за Марой Моревною. Кощея Бессмертного дома не случилось.
— Поедем, Мара Моревна! — Ах, Даждьбог! Он нас догонит. — Пускай догонит, мы с ним еще раз сразимся и тогда посмотрим, кто кого одолеет. Собрались и уехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду? — Даждьбог приходил, Мару Моревну с со­бой взял. — А можно ли догнать их? — Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да только тогда вдогонку поехать — и то поспеем! Кощей поскакал, догнал Даждьбога:
— Ведь я же говорил, что тебе не видать Мары Моревны, как ушей своих! И опять в лютой схватке одолел Кощей Даждьбога, ведь под ним конь чудный-богатырский. Отнял Мару и увез к себе. Остался Даждьбог один, закручинился, но всё равно опять воротился за Марой Моревною. На ту пору Кощея дома не случилось.
— Поедем, Мара Моревна!

— Ах, Даждьбог! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит. — Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу. Собрались и поехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается. — Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую не­взгоду? — Даждьбог приходил, Мару Моревну с со­бой взял. Кощей поскакал, догнал Даждьбога, и опять с помощью коня своего волшебного одолел его, изрубил его тело в мелкие куски и поклал в смоленую бочку, взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Мару Моревну к себе увез. В то самое время у зятьев Даждьбога серебро даренное им почернело, — Ах,— говорят они,— видно, беда приключилась!

Обратились они в птиц и полетели Даждьбога спасать. Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел за живой водою, а ворон за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Даждьбога, перемыли и сложили, как надобно. Ворон брызнул мертвой водою — тело срослось, соединилось, сокол брызнул живой водою и— Даждьбог вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я долго спал! — Еще бы дольше проспал, если бы не мы!—отве­чали зятья.— Пойдем теперь к нам в гости.
— Нет, братцы! Я пойду искать Мару Моревну. Приходит к ней и просит:
— Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня. Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать. Кощей сказал:
— За тридевять земель (то есть за пределами 27 планет нашей солнечной системы), в тридесятом чертоге, за огненной рекою разделяющей миры (граница междумирья выглядит как огненная река), живет бабушка Яга, у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг всего света облетает. Много у ней и других славных кобылиц, я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не, упустил, и за то Яга дала мне одного жере­беночка.
— Как же ты через огненную реку (границу междумирья) переправился?
— А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет! Мара Моревна выслушала, и пересказала все Даждьбогу, и платок унесла да ему отдала. Даждьбог переправился через огненную реку и пошел к бабе Яге. Долго шел он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками. Даждьбог говорит:
— Съем-ка я одного цыпленочка. — Не ешь, Даждьбог! —просит заморская птица.—В некоторое время я пригожусь тебе. Пошел он дальше, видит в лесу улей пчел. — Возьму-ка я, — говорит, — сколько-нибудь медку. Пчелиная матка отзывается: — Не тронь моего меду, Даждьбог! В некото­рое время я тебе пригожусь. Он не тронул и пошел дальше, попадает ему навстречу львица со львенком. — Съем я хоть этого львенка, есть так хочется, аж тошно стало! — Не тронь, Даждьбог,—просит львица.— В некоторое время я тебе пригожусь. — Хорошо, пусть будет по-твоему! Побрел голодный, шел, шел — и видит стоят хоромы бабы Яги.
— Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, Даждьбог! Почто пришел—по своей доброй воле аль по нужде?
— Пришел заслужить у тебя богатырского коня. Баба Яга посмотрела на молодца, и так он ей понравился, что захотела она его у себя оставить, чтоб ей по хозяйству помогал. И решила она дать ему невыполнимое задание.
— Изволь, Даждьбог! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня, если упасешь моих кобылиц,—дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневай­ся— останешься навсегда у меня. Даждьбог согласился, баба Яга его накормила-напоила и велела за дело приниматься. Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты, и все врознь по лугам разбежались, не успел Даждьбог глазами вскинуть, как они совсем пропали. Тут он запечалился, сел на камень и заснул. Солнышко уже на закате, и вот прилетела замор­ская птица и будит его:
— Вставай, Даждьбог! Кобылицы теперь дома. Даждьбог встал, воротился домой, а баба Яга и шумит и кричит на своих кобылиц: — Зачем вы домой воротились? — Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам глаза не выклевали.
— Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам. Переспал ночь Даждьбог, наутро баба Яга ему говорит: — Смотри, Даждьбог, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь — остаться тебе здесь на всегда! Погнал он кобылиц в поле. Они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам. Опять сел Даждьбог на камень, горевать да и уснул. Солнышко село за лес, как прибежала к нему львица и говорит:
— Вставай, Даждьбог! Кобылицы все соб­раны. Даждьбог встал и пошел домой. Баба Яга- Золотая нога, пуще прежнего и шумит и кричит на своих кобылиц: — Зачем домой воротились?
— Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем не разорвали.
— Ну, вы завтра забегите в сине море.
Опять переспал ночь Даждьбог, наутро посы­лает его баба-яга кобылиц пасти:
— Если не упасешь — остаться тебе у меня навсегда. Он погнал кобылиц в поле, они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в сине море, стоят в воде по шею. Даждьбог сел на камень, затужил и уснул. Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит:
— Вставай, Даждьбог! Кобылицы все собраны, да как воротишься домой, у бабы-Яги проси самого паршивого жеребенка, который в навозе валяется. Бери его и в глухую полночь уходи из дому. Даждьбог встал, пришел в хоромы, а баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц:
— Зачем воротились? — Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего света и давай нас со всех сторон жалить до крови!
— Ну хорошо, Даждьбог, ты сумел выполнить мое задание выбирай самого лучшего жеребца.
— Не надо мне лучшего, отдай самого паршивого жеребенка,— который в навозе валяется. — Нет, этого я не могу тебе отдать, завтра я сама выберу награду за службу. Но когда баба Яга заснула, то в самую полночь Даждьбог не дожидаясь утра, взял у нее паршивого жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону—и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий, славный мост. Даждьбог переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два раза — остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась баба-яга — паршивого жере­бенка видом не видать! Бросилась в погоню, во весь дух на железной ступе летит, пестом погоняет, поме­лом след заметает. К огненной реке (границе междумирья) подлетела, взглянула и думает: «Хорош мост!» И поехала по мосту, но только добралась до среди­ны—мост обломился, и баба-яга ели назад ноги унесла. А Даждьбог откормил жеребенка в синих лу­гах Сварги Пречистой и стал из него чудный конь. Приезжает Даждьбог к Маре Моревне, она выбежа­ла и бросилась к нему на шею:
— Как тебя воскресили в тело твое жизненные силы влили, даже мне это не подвластно? — Так и так,— говорит Даждьбог.
— Поедем со мной.
— Боюсь, Даждьбог! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрублену.
— Нет, не догонит! Теперь у меня славный бога­тырский конь, словно птица летит. Сели они на коня и поехали. Кощей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду? — Даждьбог приезжал, Мару Моревну увез.
— А можно ли их догнать?
— Нет! Теперь у Даждьбога конь бога­тырский лучше меня.
— Нет, не утерплю,— говорит Кощей Бессмерт­ный,—поеду в погоню. Долго ли, коротко ли—нагнал он Даждьбога, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею, а в те поры конь Даждьбога ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а Даждьбог доконал его палицей. После того решил Даждьбог разрушить и логово Кащея где собирались темные силы (Луна Леля раньше вращалась около нашей планеты, но в древние времена была разрушена и её осколки упали вызвав потоп). Сотворил небесный огонь, устроил великую кроду, и спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру. Чтоб никто уже не смог собрать его тело во едино. Мара Моревна села на Кощеева коня, а Даждьбог на своего, и поехали они в гости сперва к Водану, потом к Святобору, а там и к Рарогу заехали. Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью:
— Ах, Даждьбог, а уж мы не чаяли тебя увидеть. Ну, да недаром же ты хлопотал, такой красавицы, как Мара Моревна, во всем свете поис­кать—другой не найти!
Погостили они, попировали и поехали в свой небесный Чертог, приехали и стали себе жить-поживать, медок попивать, да детушек рожать. От которых и пошел род славян Даждьбожьих внуков.

Вот такая былина сохранилась в народных преданиях.

  В этот день (12 декабря) сохранились следующие традиции и обычаи:

Земля в этот день каменеет, а речки замерзают. Большая рыба оседает в ямах, а мелкая плавает на поверхности. Её можно в проруби увидеть.

Согласно поверью, с этого дня зима в медвежьей шубе ходит, по крышам стучит, вставать бабам велит. Пришло время каши варить и печи топить.

К этой дате желательно запастись дровами на зиму. Ведь лес может замести и тогда поленьев не достать. Поэтому заранее о русской печи подумать надо.

В этот день просят Морену  оберегать молодых девушек, охранять их непорочность и красоту – качества, которые считались главными достояниями семьи.

Так же в этот день было принято ходить по соседям и друзьям и просить взаймы. Одалживали всё что угодно: яйца, хлеб, молоко, деньги. Тот человек, который сможет взять хоть что-то в долг будет весь год счастливым, здоровым и везучим.

А вот в денежных делах 12 декабря следует быть осторожным, чтобы самому себя не объегорить.

В этот день наказывали врагов и обидчиков (так же как и Даждьбог наказал Кащея). Для этого кипятили ножи и читали над ними специальное заклинание, после чего у врага, который досадил, могло пошатнуться здоровье.

Считается, что 12 декабря – день с плохой энергетикой. Чтобы оградить себя от тёмных сил (которые пытаются взять реванш) нужно утром зажечь любую благовонную палочку и став лицом к южному углу главной комнаты начертить в воздухе горящей палочкой крест и круг. После чего палочку острой стороной следует направить в центр круга и произнести: «Да будет так во Славу Богов и предков». Такие же действия провести и в остальных углах комнаты.

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Комментирование закрыто.