Богиня войны у славян это несомненно одно из многочисленных лиц Богини Матери. Совмещение военных функций, плодородия, а также как правило функций верховного божества в одном мифологическом персонаже, это весьма распространенная практика в древнем мире.
Здесь можно вспомнить иранскую верховную богиню Анахиту, которой молились для получения помощи в войнах и для приумножения стад. Или верховную каппадокийскую богиню Ма-Энио, которую называли «Величайшей богиней страны» . Перевод ее имени — «Мать ужаса», где Ма (мать) и Энио «ужас». Этот вариант хорошо известной анатолийской Кибелы стал очень популярен в Римской империи I века до н.э. Ее римским соответствием была богиня войны Беллона. У Плутарха римский полководец Сулла увидел сон, где каппадокийская богиня давала ему молнии, чтобы поражать врагов. То есть Богиня Мать в Каппадокии могла олицетворять и божество грозы. Здесь конечно уместно вспомнить связь между славянским Перуном и хеттской богиней с аналогичным именем — Перуна (Перуница).
Можно предположить, что культ Ма-Энио был близок кельтской богине войны Морриган, а также славянской богине Морене (Маре). Имя Морриган может переводится как «Королева ужаса» (вариант «Королева духов/призраков»), где Mor может происходить от индоевропейского корня, обозначающего ужас, кошмар, призрак, а риган (rígan) королева в кельтских языках. Интересно, также что mor у кельтов это и наименование кобылы, лошади, т.е. Морриган — это и «Королева лошадей». Слово «кобыла» (mare) в английском языке восходит к протогерманскому *marhijo (кобыла) и *marhaz (конь), а они к протоиндоевроп. *márkos (конь). В норвежском и датском языках слова обозначающие «кошмар» — mareritt и mareridt, можно буквально перевести как «езда на кобыле». У Владимира Даля славянское Мара — это «призрак», «видение».
О.Н. Трубачев непосредственно сближал имя анатолийской богини Кибелы и понятие «кобыла» у славян. По Трубачеву «кибела/ kubeleya» — это фракийско-фригийское название лошади, возможно «горной лошади».
Нет сомнений, что изначально культ богини Марены (польск. Marzan(n)a, Маржана, Мажана) не соотносился только с проводами зимы. Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связали имя Марены с римским богом войны Марсом. Предполагается, что Марс изначально был аграрным божеством. В честь него был назван первый месяц древнеримского календаря — март. Обряды связанные с проводами Марены также как правило проходили в конце марта. При этом имя самого бога Марса неизвестного происхождения, его например связывают с малоизвестным этрусским божеством Марис. В силу этого, кельтское происхождение имени Марены более вероятно. Ее связь с понятием смерти, скорее всего вторична, как и предполагают Иванов и Топоров (*mara/*mora; праславянское *morъ — «смерть» и далее к индоевроп. *mer- — «умирать»).
В славянском слове «кикимора», несомненно родственном Маре-Марене, вторая основа восходит к индоевропейскому *mora- «призрак», ему родственны ирл. morrīgain «королева ду́хов», д.-в.-н., др.-англ. mara «кошмар, привидение» и все славянские аналогичные слова — болг. мора́, мора́ва «ночной кошмар», сербохорв. мо̀ра «домовой, кошмар», словен. móra, чеш. můrа «ночная бабочка; ночной кошмар», польск. mоrа, zmora, mara «кошмар» (М. Фасмер).
Как хорошо известно, у индоевропейских народов кобыла/лошадь — это животное связанное с погребальным ритуалом, поэтому семантическая связь между основами *mer- (умирать); праславянским *morъ (смерть) и др.-англ. mara (кошмар) и др.-англ. mere (кобыла) вполне вероятна. Интересно сопоставить польские формы ее имени — Marzan(n)a (Маржана, Мажана) и кельтские названия для лошадей; валлийское — march, бретонское — marh, ирландское — marc, галатское — μάρκαν (márkan).
Соответственно, славянская богиня Марена/Маржана изначально была связана с кругом богинь войны покровительниц лошадей — хурритской Шавушкой, ассирийской Иштар, фригийской Кибелой в облике Ма-Энио, кельтскими материковой Эпоной и ирландской Морриган. Впоследствии, уже в христианское время, статус Марены снизился, поэтому польский хронист XV века Ян Длугош сравнивал ее только с Церерой — римской богиней плодородия, связанной с потусторонним миром. В его время простые крестьяне видели в ней только умирающее и воскресающее божество, чью куклу каждую весну топили в реке. Хотя, Длугош отметил важность культа Марзаны. Марцин Бельский в середине XVI века первым связал ее культ с именем бога Марса (Ян Длугош ранее считал, что Марс — это божество Лада). Матей Стрыйковский, ссылаясь на хрониста XII века Винцентия Кадлубека, писал о храме Маржаны в древнейшей столице Польши городе Гнезно.
Матей Стрыйковский. «Хроника польская, литовская, жмойтская и всея Руси»
Маржана или Церера. И богине земли Церере, производительнице всякого урожая, которую они называли Маржана (Marzana) в Гнезно на большие средства тоже построили храм, как пишет первый польский хронист, краковский епископ Винцентий Кадлубек. Там во славу ей жертвовали десятину всего зерна (zboza) после жатвы, прося обильного урожая в следующем году.
Источник