Тот, кто эрудирован, обладает высоким уровнем интеллекта? А наоборот? Как связаны эти два понятия и существуют ли они по отдельности? Вполне.
Однако проблема в том, что одно без другого создает ряд трудностей. Ведь знать что-либо и применить и критически осмыслить эти знания — два разных умения. Разбираемся в отличии понятий «эрудиция» и «интеллект».
Что такое интеллект и как его измерить
Под интеллектом имеются в виду индивидуальные особенности человека, которые относятся к познавательной сфере: мышление, память, восприятие, внимание и другие. Благодаря этим способностям мы эффективно используем полученные знания. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Есть и другие трактовки «интеллекта»:
-
швейцарский психолог и философ Жан Пиаже предлагает структурно-генетический подход и определяет интеллект как высший способ «уравновешивания субъекта со средой, характерный универсальностью»;
-
когнитивистский подход рассматривает интеллект как набор когнитивных операций;
-
факторно-аналитический подход рассматривает устойчивые факторы интеллекта, к которым относится свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью, как отмечал немецко-британский психолог Ганс Юрген Айзенк.
Айзенк отмечал, что это свойство нервной системы заложено генетически. В психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов интеллекта варьируется от 0.5 до 0.8. Причем больше всего генетически зависим вербальный интеллект.
К критериям, по которым оценивают уровень интеллекта, относятся глубина, обобщенность знаний, владение способами кодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта, развитость внутренней речи, абстрактное и критическое мышление. Все эти операции позволяют создавать единую систему взглядов, которые и определяют нравственную позицию личности, ее способности и характер.
Что такое эрудиция и как ее определить
Эрудированным человеком считают, как правило, того, кто обладает обширными знаниями о мире. В словаре Merriam-Webster «эрудицию» трактуют как «обширные глубокие знания, полученные в основном из книг». В современном «Толковом словаре русского языка» дается более широкое определение: глубокие познания в какой-либо области науки, техники, искусства и т. д., а также всесторонняя образованность.
Является ли образованный человек эрудитом? Далеко не всегда. Отличие в том, что эрудит регулярно заполняет пробелы в знаниях, в то время как просто образованный человек не видит в этом необходимости и оперирует полученными когда-то знаниями. Эрудит стремится вникнуть в конкретные темы через книги и другие источники информации.
Ключевое свойство эрудированности — регулярность получения и расширения знаний о мире. Здесь важны такие когнитивные способности, как память и обработка информации. Однако эрудированность не включает умений, связанных с глубокой обработкой информации и ее передачей, а именно критическим осмыслением, анализом. За это отвечает интеллект.
Итак, отличия интеллекта и эрудиции:
-
интеллект — способность человека эффективно обрабатывать информацию и применять ее в жизни;
-
эрудиция — способность человека воспринимать информацию и расширять знания о мире (это продукт памяти).
Эрудиция без интеллекта или интеллект без эрудиции
Эрудиция без интеллекта приводит к дефициту критического осмысления информации. То есть человек обладает знаниями, но не способен сравнить их с полученными ранее, оценить достоверность, проанализировать и применить их в жизни. Часто эрудированный человек переоценивает свои способности и далеко не всегда сможет верно выполнить поставленные перед ним задачи — особенно в условиях неопределенности, в которых крайне важна гибкость мышления.
Наоборот, люди, обладающие высоким уровнем интеллекта, но слабой эрудицией, склонны к заблуждениям, принятию неверных решений. Дело в том, что у них недостаточно информации для того, чтобы ее сравнить, проанализировать, критически осмыслить, хотя сами по себе умения хорошо развиты.
Прийти к балансу эрудиции и интеллекта вполне реально. Для этого нужно не только расширять знания, но и сразу же их анализировать, связывать с накопленным опытом и перекладывать на жизненные ситуации.
Любовь Карась
Источник