Навки-мавки присутствуют в мифах многих славянских народов. А вот их антагонист — Чугайстр — есть только в украинских Карпатах.
Чугайстр, Чугайстер, Чугайстрин, Чугай — это огромного роста существо, напоминающее человека. Он густо покрыт шерстью, глаза голубые — такой себе карпатский Йетти. Его также называют Дед, Ночник, Лесной человек.
Происхождение Чугайстра
У этого персонажа множество особенностей, будто собранных от других мифологических существ. Вероятно, Чугайстер — это отголосок языческих верований. Вполне возможно, что он своеобразное перевоплощение древнего славянского бога Велеса, — на эту версию наталкивают сказания о его способностях.
Говаривали, что Чугайстер — это заколдованный мужик. Другие утверждали, что он — предок-охранитель. Многое в его чертах все же указывает на то, что он является потусторонним существом.
В целом он имеет нечто общее с ветром, медведем, змеем, лешим, домовым, Бабой-Ягой… Однако не похож ни на кого из них.
Имя существа, скорее всего, идет от специфической верхней одежды, называемой «чугой», «чуганей», — она выглядит как овечья шкура с длинной шерстью. Другие версии происхождения имени: журавль (гайстр), казацкие сторожевые башни (чуги), проточины в камнях (чугила).
Охотник на мавок
Чугай выполняет функции своеобразного охранника леса, а также его гостей — людей. Он охотится на мавок — выследив эту нечисть, он настигает ее, разрывает надвое и поедает.
Мавки (навки, нави) — мифические существа, нечистая сила. Предстают в образе девушек с бледной кожей, у которых нет спины — сзади у них нет ни кожи, ни мышц, ни даже ребер, и можно увидеть внутренности. Потому мавки никогда не поворачиваются спиной к человеку, а лишь пятятся. Они заманивают юношей и мужчин в опасные места, где те погибают. Считается что мавка — это неупокоившийся дух девушки или женщины, умершей неестественной смертью. Самой частой жертвой мавок становятся вдовцы либо женихи, которых смерть разлучила с возлюбленной.
Но мавки могут навредить практически любому мужчине. Чугайстр же словно патрулирует лес, вычисляя и уничтожая мавок. Иногда юноша желает спасти свою любимую (уже навку) от Лесного человека. Единственный способ задержать Чугайстра, отвлечь от погони — предложить ему потанцевать. Однако это очень опасная забава — так как никому не под силу перетанцевать Чугайстра, а от ритма, которой он задает, можно запросто умереть. Хотя хорошего танцора Дед может и наградить.
Другая деятельность и особенности Чугайстра
Примечателен этот персонаж еще и тем, что может повелевать лесными зверями. Они выполняют его поручения, а он же в какой-то мере берет на себя роль их «пастуха». Однако, в отличие от Лесной Девы, Чугайстер не воспрещал людям охотиться в лесу. Наоборот, считалось, что так называемые «мужские» дни (понедельник, вторник, четверг), когда «дежурит» Чугайстр, благоприятны для охоты.
Лесной человек оберегал людей не только от нави, но и от явных угроз — мог предупредить о нападении зверя либо самостоятельно остановить его.
Чугайстер любит не только танцевать, но и петь, причем сильно шепелявит. Исходя из этого считалось, что Дед уже совсем стар и зубов у него нет, а потому и подношения ему старались оставлять мягкие (кулеш, бануш). Хотя эта беззубость противоречит основному промыслу Чугайстра — как же он без зубов мавок поедал? С другой стороны, навка — это, скорее всего, не совсем материальное существо, так что, возможно, Чугайстер поедает не тело, а злой дух.
Рост Лесного человека настолько велик, что он может улечься у костра, полностью сомкнув тело вокруг огня (ватры). Так он и спал, одновременно греясь.
Чугайстр помогает выбраться из леса, а порой даже помогает несправедливо притесняемому и может покарать обидчика того человека, который ему пожаловался. Также гуцулы считали, что чуть ли не всем ремеслам людей обучил Чугайстр и по-прежнему помогает тем, кто еще не овладел мастерством, но проявляет старание.
Нельзя сказать, что Дед-Ночник полностью позитивный персонаж. При всей свой веселости он крайне строг — и может наказать за провинность. В частности Чугайстр очень переживает насчет запасов воды. Он, словно ветер, может проникать через дымоход в дом и если не обнаружит в хозяйстве достаточно воды про запас, похищает из хаты ребенка, которого в дальнейшем растит самостоятельно, подготавливая себе смену.
В лесу не положено было свистеть — дабы не потревожить и не прогневить Чугайстра. По поверьям, он мог снять свою ногу и рубить ею деревья. И пусть Лесной человек считался преимущественно положительным персонажем, но все же оставался грозным и сверхъествественным, а потому желательно было иметь при себе соответствующий оберег — топор. Люди верили, что просто взяв с собой топор можно не только избежать немилости, но и выведать при случае у Чугайстра свое будущее.
Наиболее известное упоминание о чугайстрах в художественной литературе — «Тіні забутих предків» Михаила Коцюбинского (1912 г.). Есть также одноименный фильм 1965 г.
Костюмы, напоминающие описание Чугайстра можно увидеть на традиционном болгарском празднике Кукер.
Елена Виверица для сообщества «Славяне»
Источник