В настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. Отец, с одной стороны, утратил прежний авторитет, а с другой стороны, лишившись патриархальной высоты и недоступности, не стал ближе к детям. Много семей, где отец просто «чужой среди своих», не является ни примером для подражания, ни старшим другом, передающим свои знания и опыт.
В чем же причина? С детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала в семье и школе. Поощряется пассивная дисциплина, бездумное послушание и нетерпимость к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка, активность, Девочек меньше наказывают, больше хвалят, чем мальчиков. Они, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами. Так с детства закладываются основы будущего доминирования женщин в семье. Ситуация жестокого авторитарного доминирования властной жены и матери чрезвычайно специфична для современной России.
Особенно часто такие отношения можно видеть в неблагополучных семьях. Психиатр А.И. Захаров отмечает, что в семьях, где дети с неврозами, матери играют ведущую роль чаще, а отцы значительно реже, чем в семьях, где дети здоровы. При доминировании матери отношения носят жесткий характер, проявляясь в физических наказаниях детей, в мелочном контроле, в гиперопеке. Нередко значительную роль в жизни современной городской семьи играет бабушка со стороны матери. При этом положение отца становится более тяжелым. Вялый и безвольный, он оттесняется двумя энергичными женщинами на периферию семьи, теряя уважение и привязанность детей. Таким образом, отчуждение отцаот детей, потеря авторитета оказывается общим явлением. Причина в распаде патриархальной семьи с отцом — господином, послушной женой и беспрекословным подчинением младших старшим. Вторая причина — появление новой модели семьи — матриархат, когда женщина становится беспрекословной главой семьи. Третья причина: широко действуют многочисленные факторы, ведущие к увеличению числа неполных семей, матерей-одиночек.
Точка зрения на положение отца в семье должна соответствовать условиям меняющегося общества. Оптимальное влияние на ребенка оказывает не авторитарный отец, а отец уверенный в себе, в своем положении не только в семье, но и в обществе, знающий и умелый, заботящийся о ребенке, не стесняющийся проявления своей любви к жене и детям и в то же время умеющий в нужный момент взять на себя принятие ответственных решений.
Наличие отца и его положение в семье влияют не только на способности, но и на интерес к учению и образованию. Чем чаще сын бывает с отцом, тем лучше он учится. Прочное, уверенное, лидирующее положение мужчины в семье чрезвычайно благоприятно влияет на школьные успехи сына. Отец активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, способный брать на себя ответственность за принятие основных решений, вызывает у сына желание соответствовать этому образцу, стремиться стать таким же успешным, сильным, знающим.
Главенство в семье не имеет никакого отношения к разделению функций. Мужчина может быть доминантным, моя полы, стирая белье, готовя обед, играя с детьми, если при этом в ответственных жизненных ситуациях последнее слово остается за ним. Главенство в семье ничего не имеет общего с агрессивностью или грубой авторитарностью.
Грубость, авторитарность, жестокость отца играют прямо противоположную роль, вызывая у мальчика чувство неуверенности в себе и тревоги, заставляя его из-за страха перед отцом избегать риска. Он боится трудного материала, который может неправильно понять, особенно его страшат математические и физические задачи, он чувствует себя беспомощным перед набором непонятных данных, как перед лицом строгого и непостижимого отца.
Для девочки отношения с отцом более сложные. Если отец своим отношением внушает дочери правила женского поведения по традиционной форме (женщина слаба и пассивна, она требует от мужчины постоянной заботы и внимания, ее дело — дом и быт, всякие же науки, карьера и интеллектуальное развитие не женское дело), то она будет удовлетворена посредственными успехами в школе.
Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние и на развитие личности ребенка, особенно мальчиков. Дети разведенных матерей и вдов труднее адаптируются в обществе, нередко совершают асоциальные поступки, а став взрослыми, чаще других испытывают трудности во взрослой жизни.
Но и в полной семье, при наличии отстраненного отца и доминирующей матери, вырастают дисгармоничные, тревожные. плохо социализированные дети. Одинокие матери нередко воспитывают прекрасных, личностно зрелых, заботливых сыновей и дочерей, это во многом зависит от личностной зрелости самой матери.
Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье, в условиях матриархата они усваивают образ мужчины как лишнего и невольно переносят этот образ на самого себя. Если отец сохраняет привязанность сына, то потеря уважения к отцу в семье и обществе ведет к потере самоуважения ребенка, а это основа всех болезней личностного роста. В редких случаях, когда сын не только не уважает отца, но и не чувствует к нему никакой любви, его собственное отношение может не пострадать. Отвергнув образ отца, он будет искать другие мужские идеалы. Так чаще бывает после развода. В сохраняющихся полных семьях с матерью во главе мальчик, как правило, испытывает к отцу чувство любви и жалости, и унижение отца воспринимает как свое собственное. Недовольство отца собственной жизнью может проявляться в завышенных требованиях к сыну, что может вызвать агрессивное поведение подростка.
Девочки менее ранимы. Они способны ориентироваться на отца, который утратил положение главы семьи, если он к ней добр и ласков. С точки зрения развития личности, дочери важнее не то, кто глава семьи, а насколько конфликтны отношения родителей. Грубое доминирование матери, способное оскорбить и унизить отца в глазах дочери, развивает у нее чувство жалости к отвергнутому отцу и ненависть к матери за ее неспособность любит