История грудного вскармливания в человеческом обществе очень драматична. Человек отразил во взаимоотношениях матери и младенца все взлеты и падения своей цивилизации.
Древние царства:
«кормление грудью собственных детей — гарантия создания крепкого рода»
* Древнеегипетские врачи, наиболее авторитетные на тот период во всем мире, не только поощряли грудное вскармливание, но шли дальше, стремясь максимально использовать уникальные свойства грудного молока. Их прописи лекарств, выглядящие, словно колдовское зелье, включают молоко рожающей женщины, то есть молозиво.
* Древнегреческий врач Соранус Малоазийский написал «Учебник для акушерок». В разделе педиатрии он учит, что ребенок растет хорошо, если сосет грудь только одной женщины (очевидно, при этом системе пищеварения малыша легче приспособиться к молоку). Он также считал, что лечить детские заболевания нужно путем лечения кормящей матери. Если у ребенка была диарея, именно мать получала вяжущие препараты, и, наоборот, послабляющие, если у крохи был запор.
* Древние римляне, сохранившие для нас предание о том, что малыши Ромул и Рем были вскормлены волчицей, также высоко ценили пользу грудного вскармливания. И даже разработали раздел пантеона богов, посвященный грудничкам.
* Богиня Румина наполняла материнскую грудь молоком, бог Вагинатус открывал рот младенца для первого крика, а богиня Эдука учила дитя сосать грудь, что считалось первой из наук.
Иногда по разным причинам ребенок не мог быть вскормлен своей собственной матерью, и тогда приглашалась кормилица.
История сохранила для нас договоры, заключенные между родителями и кормилицами в Древней Месопотамии. Царь Вавилона Хаммурапи создал даже несколько законов, затрагивающих тему обязанностей кормилицы по отношению к ребенку.
В Древнем Китае детей кормили очень долго, особенно в аристократических семьях. Китайские императоры имели кормилиц до 13—14 лет. Таким образом, взращивая здорового и крепкого наследника, царские семьи укрепляли свои права на трон, защищая себя от вырождения.
Средние века:
«кормление грудью отвлекает мать от рождения других детей»
В Средние века считалось, что женщина из знатной семьи должна была родить как можно больше детей, а кормить их вполне могла любая другая. Этот подход привел к тому, что почти все более-менее состоятельные люди стали отправлять детей к кормилице. В Европе до XIII века, пока постулат о наличии души у ребенка не стал всеобщим, с новорожденными особенно не церемонились. Малыши, попадающие к кормилицам, как правило, страдали от эмоционального одиночества, а также инфекций, поскольку кормилица часто кормила нескольких детей и сама обычно страдала от болей в травмированной груди.
Новое время:
«кормление грудью отвлекает даму от светской жизни»
В XVI веке в Европе знатные дамы отдавали своих детей кормилицам до достижения ими 2 лет, когда малышей отлучали от груди. До XVIII века использование кормилиц было обычным делом. Ну, а когда ожидалось жеской крови или самого королевича, кормилиц приглашалось сразу несколько. К примеру, французские дофины сосали молоко последовательно четырех кормилиц до тех пор, пока в возрасте 2 лет их не отлучали от груди. Мать обычно сама нанимала кормилицу, тщательно изучая ее характер и особенности морали. Для бедных женщин это была прекрасная возможность зарабатывать и жить в хороших условиях, порой по десятку лет, пока рождались дети и позволяло здоровье. Собственные малыши кормилицы, как правило, оставлялись родне или и вовсе на произвол судьбы. В середине XVIII века в благополучных семьях Европы вновь стало модным кормить своих собственных детей. Это во многом было связано с тем, что развивающаяся врачебная наука доказала, что некоторые неизлечимые заболевания могли передаваться с грудным молоком.
Кормление в России:
«русские женщины вскармливают богатырей»
Царская Россия в чем-то повторяла европейский путь развития грудного вскармливания. Разумеется, крестьянки кормили детей самостоятельно.
Как и во все времена, кормление грудью способствовало выживанию младенцев и их крепкому здоровью. Русские богатыри, обладавшие недюжинной силой, огромным ростом, способностью съедать в один присест по десять блюд и голосом рушить стекла в окнах, имели легендарную славу вплоть до самой революции.
Худосочная барышня в корсете, отдающая ребенка кормилице, — это образ городского быта, более характерный даже для Петербурга, чем для Москвы и других городов.
Дворянки, живущие в провинциальных усадьбах, гораздо реже пользовались услугами кормилиц, поскольку их окружение не требовало столь строгого соответствия модным нормам внешнего вида и поведения. Длительный период грудного вскармливания малышей также был характерным для России: обычно он составлял 3—4 года. Так, к примеру, около 4 лет кормили грудью маленького графа Левушку Толстого.
Интересна история вскармливания отпрысков царского рода. Мы встречаем в истории сведения о том, что юная Екатерина II страдала от того, что была лишена возможности самостоятельно кормить новорожденного Павла, которого императрица отняла у нее сразу после рождения. Екатерина считала, что это отлучение от матери послужило причиной нелюбви к ней сына.
Передача царских детей кормилице вскоре стала нормой: сложилась даже традиция приглашать для этой цели крестьянок из определенной деревни Ярославской губернии. Архивы сохранили для нас фотографию здоровой улыбающейся кормилицы царских детей — в нарядном расшитом русском костюме и кокошнике. Цари из династии Романовых благодарно относились к своим кормилицам, или «мамкам».
По окончании двухлетней службы при наследнике их щедро награждали, давая новый дом, памятную драгоценную брошь, одежду и деньги. Трогательно любил свою старенькую «мамку» император Александр III. Она регулярно выговаривала ему за пристрастие к сигарам, да и вообще обращалась с ним по-свойски.
«Молчи, путаник!» — строго урезонивала она самодержца России, если он, по ее мнению, «шалил». Приезжая в гости к «деточке», «мамка» Александра III, обладавшего внушительным ростом и крепким богатырским телосложением, непременно проводила с ним деревенский обряд «от сглаза»: наливала в стакан воду, кидала туда уголек, что-то шептала и заставляла выпить.
«Эх, кабы жива была старая, дала бы выпить с угольк
Традицию «мамок» в царской семье прекратила императрица Александра Федоровна Романова, вскормившая всех пятерых детей самостоятельно. Это потребовало от нее немало усилий и наряду с трудными беременностями практически изолировало ее от светской жизни и зимних балов. Двор был недоволен императрицей, которая «не царица, а только мать». Революция в России и «освобождение женщины» положили конец грудному кормлению: мать принадлежала отныне не детям, а строящемуся государству. Источник: RodoSlava.Ru