Велемудр » Blog Archive » Даосские секреты работы с голосом

Даосские секреты работы с голосом

Опубликовал: welemudr     Категория: Казаки

Кто-то из наставников в телевизионном шоу «Голос», обращаясь к своему подопечному молодому вокалисту сказал: «Когда поёшь, думай, о чём ты поёшь!»

Казалось бы, ничего особенного сказано не было, но у меня случилось озарение: чтобы исполнитель вызвал волну мурашек на теле слушателя, ему важно наполнить звук информацией и энергией! И когда жизненный опыт певца не позволяет в процессе исполнения пережить эмоции, соответствующие содержанию, то есть, создать особое энергоинформационное поле, песня остаётся последовательностью звуков, пусть даже самых прекрасных. Но если звук голоса обретает особые свойства, благодаря сознанию транслирующей личности, а не просто певца с определёнными вокальными данными, тогда творится настоящее чудо, и голос обретает магическую силу. Великий скрипач Никколо Паганини сказал: «Надо сильно чувствовать самому, чтобы заставить чувствовать других». И сказано – сильно!

Ещё во времена Аристотеля люди догадались о том, что голос образуется в гортани, но только после изобретения ларингоскопа в 1840 году стало очевидно, что человеческий голос является результатом вибрирования краёв голосовых связок под напором дыхательной струи. Это открытие легло в основу «миоэластической теории» М. Гарсиа. Но поистине революционной стала другая теория, родившаяся в 1960 году и перевернувшая представление о вокале. Учёный Рауль Юссон предположил, что голосовые складки человека не просто колеблются под действием тока воздуха, но активно реагируют на импульсы биотоков, приходящих из центральной нервной системы. Частота этих импульсов зависит от эмоционального состояния индивидуума и от желёз внутренней секреции, поэтому женский голос выше, чем мужской. Юссон полагал, что высота тона голоса контролируется корой головного мозга.

Три даосских секрета магического голоса

Обратимся с теории вокала, которая как фундаментальная основа науки о голосе может поведать много интересного. Вот что пишет педагог по вокалу Ульева Ирина Евгеньевна: «Звук — это энергия. За 1 сек. звук может совершить большую или меньшую работу. Поэтому звук или источник этого звука могут характеризоваться большей или меньшей мощностью, измеряемой в ваттах. Мощность обычного разговорного голоса около 10 мквт. При усилении голоса мощность звука возрастает до сотен мквт, а у певцов доходит даже до сотен тысяч мквт».

Предположение о биоэнергетической природе голоса полностью совпадает с представлением последователей учения Древнего Китая об этом удивительном феномене. Поэтому я решила узнать у Мастера Цзи, как даосская наука объясняет все эти «магические» изменения и что нужно сделать, чтобы вызывать душевный трепет и движение энергии у слушателя.

Раскрою три секрета магического голоса, переданные мне Мастером Цзи.

Секрет первый – особый энергетический инструмент для звукоизвлечения. По мнению последователей даосской философии богатая энергетическая палитра голоса формируется в процессе использования всех трёх даньтяней. Звук может проходить через один из трёх даньтяней, а может литься из всех трёх, но в любом случае биоэнергетический инструмент, в котором рождается звук, похож, по словам Мастера, на широкую трубу.

А что полагают на этот счёт специалисты по вокалу? Оказывается, певцы используют два основных резонатора – верхний и грудной. Верхний или головной резонатор — верхний отдел гортани, ротовая, носовая полость и придаточные пазухи. Грудной резонатор – грудная полость. «Ощущение певцом звука собственного голоса «во всем теле» не является фантазией, а базируется на… распространяющейся по всему телу мощной вибрации, порожденной певческим голосовым аппаратом. В вибрационных колебаниях верхнего резонатора содержится большое число высоких обертонов, в то время как в колебаниях грудного резонатора преобладают низкие частоты, главным образом, лежащие в области низкой певческой форманты. Низкая певческая форманта связана по своему происхождению с грудным резонатором, а не с глоткой. Умелое использование законов резонанса позволяет певцу достичь огромной силы звука до 120-130 дб, поразительной неутомимости и сверх этого — обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту тембра певческого голоса».

Такое представление о работе со звуком полностью соответствует древнекитайской теории, ведь верхний резонатор расположен точно в области Верхнего Даньтяня, а грудной – точно в зоне Среднего Даньтяня!

Можно было бы предположить, что европейская вокальная традиция и даосская традиция работы с энергией через голос в этом пункте расходятся. Однако, Нижний Даньтянь, который, как могло бы показаться, не задействован в певческом звукоизвлечении, активно участвует в процессе дыхания, то есть, вовлечён в создание энергетического потока. Вот что говорил великий итальянский маэстро (тоже, кстати, «мастер») Карузо: «Для развития динамических возможностей голоса, необходимо воспитывать… смешанный, т.е. грудобрюшный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в регуляции фонационного выдоха».

Удивительно, что образ трубы, использованный Мастером Цзи, оказался не случайным. Термин «труба» используется и специалистами по голосу. Вот как описывают звукоизвлечение физилоги: «Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. При большем наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается и более громкий голос. Однако во всех случаях голос, возникающий в гортани, относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука». Разница в том, что в понимании Мастера Дао труба – это энергетический феномен, а не физиологический. Тем не менее, совпадения поражают!

Секрет второй – объём энергии. Мастер Цзи развивает метафору: если уже организовано энергетическое пространство, подобное широкой трубе, по трубе должна пройти вода. Чем больше объём воды, то есть, объём личной энергии, которую Мастер способен пропустить по воображаемой трубе, тем более впечатляющий звук он рождает. Сравним эту даосскую позицию с европейским пониманием искусства пения и вновь обратимся к мнению педагога по вокалу. ««Сила звука» и «громкость» — понятия совершенно разные. Сила звука — это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука, в то время как громкость — отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т.е. понятие субъективное».

Физические параметры звука – частота колебаний, которая измеряется в герцах, и громкость, измеряемая в децибелах. «Звук частотой 100 гц и силой 60 дб звучит для нашего уха ничуть не громче, чем тон частотой 1000 гц, но силой всего лишь 40 дб. Для слуха важна не только сила, но и частота звуковых колебаний. Сложный звук (звук человеческого голоса) состоит из суммы простых колебаний — обертонов. Если в сложном звуке будут преобладать высокие обертоны, частота которых будет соответствовать максимальной чувствительности слуха (1000-3000 гц), то этот звук даже при одинаковой силе со звуком, в котором преобладают низкие обертоны (например 100-300 гц), будет восприниматься как громкий».

Получается, и специалисты по вокалу, и даосские мастера сходятся во мнении, что сила голоса не зависит от громкости, а с точки зрения даосской философии сила голосового потока определяется исключительно энергетической мощью индивидуума и степенью открытости его энергетических меридианов.

Секрет третий – информационная наполненность энергии. Энергия и информация, как мы уже не раз говорили, это аверс и реверс одной монеты. Энергия – это поток жизненной силы, но информационно он нейтрален. Эмоциональное наполнение звука – это уже сфера духа. Одна и та же сила звука может быть способом выражения драматических или лирических чувств. Кричать можно от горя или от радости, но слушатель всегда точно улавливает интонацию и информационную составляющую. Поэтому для того, чтобы голос звучал по-настоящему завораживающе, персона должна нести на своих плечах уникальный духовный опыт и обладать исключительной чувствительностью.

Мастера Дао тоже используют возможности голоса для работы с энергией, в том числе, для исцеления. Но, в отличие от певцов, в задачу которых входит передача эмоций с помощью текста, интонаций и вибрации звука, Мастерам Дао не требуется вербальный носитель для передачи информации. Иными словами, они умеют передавать информацию без текста и без музыки – просто монотонным гудением. Тем не менее, чтобы «мычать», как Мастер Дао, важно обладать особым навыком – управлять энергией при помощи сознания. Именно поэтому так важна сила человеческой мысли, транслируемая во время пения – она позволяет заряжать звук энергией и информацией. Не только конкретной информацией, содержащейся в тексте песни, но чем-то невысказанным, непередаваемым, что скрывается между строк, даже между звуков. Талантливые певцы передают эмоции, исполняя вокализ, не содержащий словесной информации.

Мастер Цзи метафорически называет звук голоса, наполненного информацией сладким, подчёркивая тем самым необыкновенное наслаждение, возникающее в процессе восприятия.

Для того, чтобы звучать впечатляюще, важно, чтобы процесс звучания был следствием высочайшей осознанности. Великая Елена Образцова говорила: «Пение — сознательный процесс, а не стихийный, как многие полагают». Основоположник двигательной теории ритма Жак Далькроз сказал, что если мы воспринимаем музыку одним лишь ухом, но не ощущаем ее всем телом, не содрогаемся от ее могущества, мы чувствуем лишь слабое эхо ее истинного существа.

Мало кто знает, что природная способность человеческого голоса – вызывать сильнейшее эмоциональное возбуждение, а звук любимого голоса мужчины или женщины может вызвать сильное возбуждение сексуального характера. Это необыкновенное свойство отметил великий учёный, не имеющий ни малейшего отношения ни к вокалу, ни к даосским практикам – Дарвин. «Страстный оратор, певец и музыкант, который своими разнообразными звуками или модуляциями голоса возбуждает самые сильные эмоции в своих слушателях, едва ли подозревает, что пользуется теми же средствами, которыми в очень отдаленной древности его получеловеческие предки возбуждали друг у друга пламенные страсти во время ухаживания и соперничества».

Подытоживая долгий сравнительный анализ древнего китайского и современного европейского понимания процесса звукоизвлечения и секретов магического воздействия голоса, хочу добавить одну очень важную деталь. Этот нюанс – самый главный ключ к разгадке тайны человеческого голоса и связан он со строением голосовых связок. Оказывается, связки состоят из мышечной и соединительной ткани. Именно соединительная ткань обеспечивает их особую эластичность. А соединительные волокна, с точки зрения даосской философии, являются основными проводниками энергетического импульса.

Получается, наш голос позволяет идеально передавать энергию в том случае, если сознание управляет энергетическими потоками. И даже самые скромные звуки, летящие из нашей гортани, могут обладать невероятным могуществом, если мы будем осознанно подходить к их использованию. Вернёмся к идее, с которой мы начали размышления о голосе. Настала пора обратиться к читателю, заинтересованному в том, чтобы его голос звучал магически: «Когда говоришь, думай, о чём говоришь!»

Питеркина Лиза

Источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Комментирование закрыто.