В ночь на 7 июля славянские народы отмечают праздник Бога Купалы — один из ведических праздников, сохранившихся до современности. В нем соединились разные пласты представлений древних о мире: в этот день почитались различные стихии природы.
Вода- омовение, земля хождение босиком, воздух- дыхание (в том числе и телом) , эфир -медитация и прославление; огонь- прыгание через костры. Цель ритуалов этого праздника соединить стихии в Купе — в месте. Отсюда и часть ритуалов в этот день была связана с созданием семейных пар среди молодежи. Молодежь играла в парные игры, вместе прыгали через костры, водили хороводы, а волхвы определяли будущие семьи, а помогал им Бог семейной любви Купала (отсюда и Купи- дон).
Считалось, что этот день — макушка лета, поэтому во многих местностях купание было разрешено именно с Купалы.
Но, как и во многие праздничные дни, считалось, что в этот день особенно активна нечистая сила.
Отдельным мифом купальской ночи считается цветок папоротника, якобы расцветающий только один раз в год. Тот, кто успевал сорвать его, становился обладателем ряда умений, в том числе умения понимать язык животных и находить клады в земле. Однако черти, по преданию, всячески мешали найти папоротниковый цветок.
С точки зрения современной биологии миф о цветке папоротника несостоятелен: папоротник относится к отделу папоротниковидных и размножается спорами, то есть цвести он никак не может .
Вообще для политеистических верований характерно было внимательное отношение к природным явлениям. Так, часто обожествлялись гром и молния (богом-громовержцем в древнегреческой мифологии был Зевс, у славян — Перун).
Разнообразные астрономические явления выступали в роли примет: так, в сочиненном в христианскую эпоху «Слове о полку Игореве» затмение изображалось дурным знаком для Игоря и его войска. Сохранила свое значение как плохое предзнаменование и комета: ее появление в начале 1812 года многими воспринималось как предвестие тяжелых вестей (в «Евгении Онегине» вино урожая 1812 года даже называется «вином кометы»).
Современные представления о купальской ночи сейчас основаны на позднейших этнографических записях, и насколько это соотносится непосредственно с языческими( ведическими) традициями, сказать сложно.
Письменные источники Восточнославянских племенных союзов были уничтожены во время насильственной христианизации наших предков и поэтому исследователи сейчас имеют лишь общие представления о пантеоне родных Богов .
Культурное прошлое наших предков, сохраненное в народных традициях будоражит души наших современников и как следствие, популярные с 1990-х годов идеи «родноверия» — язычества (активным сторонником таких идей является, например, российский боксер Александр Поветкин) — есть возвращение к древним родным корням.
Насильственная христианизация племен на Русской равнине шла медленно. Несмотря на принуждение, люди продолжали втихомолку поклоняться собственным божествам. Проследить за этим было сложно, особенно в отдаленных районах и деревнях. В результате христианство хоть и стало частью русской культуры, но вступило в сложные связи с дохристианскими ведическими верованиями.
Церковь, конечно, стремилась бороться с проявлениями «поганства», но не преуспевала и в результате отголоски древних верований проникли в христианство, внеся в него народные традиции..
Также приобрел христианские черты и праздник Бога Купалы, который отождествился с рождеством почитаемого христианского святого Иоанна Крестителя. Рождество Иоанна Крестителя приходится на 7 июля и накладывается на древний ведический праздник Руси.
Иоанн, согласно Евангелию от Луки, родился в семье иудейского священника Захарии. По этому тексту, Иоанн крестил Христа в реке Иордан по сути соединил в Купу (вместе) земное и духовное. Поэтому в народе слово «Креститель» стало синонимом слова «Купала» означающим соединение, объединение. Которое должно характеризовать не только погружение в воду , но и вбирание в себя стихий огня, воздуха и эфира.
Традиция купальских празднеств еще в XIX веке была широко распространена среди сельского населения Российской империи: так, в своем цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Гоголь описал народные предания в рассказе «Вечер накануне Ивана Купала». .
А в начале ХХ века белорусский поэт Иван Луцевич взял псевдоним Янка Купала, под которым вошел в историю белорусской литературы.