Если ребёнок плохо рисует, а лепит ещё хуже, но хорошая оценка по рисованию или труду очень нужна, первый порыв любого родителя — вмешаться. Нарисовать лису так, чтобы она была похожа на настоящую лису — и детям спокойнее, и хорошая оценка обеспечена.
Но не исключено, что такой постоянной «помощью» мы можем сгубить склонность детей к творчеству в самом зародыше. К тому же бывает, что у мамы элементарно нет сил, чтобы возиться с красками или клубком ниток после работы.
Знакомая ситуация: ребенку задали на дом задание по ИЗО или технологии. Например, слепить из пластилина карту района. Или доделать коврик из цветной пряжи, уже начатый на уроке. Нарисовать картину на конкурс, к празднику или для выставки. И вот вопрос: помогать ему или не помогать?
С одной стороны, помочь хочется. Потому что ребенок, например, рисует плохо. Даже для своего возраста. И получается не рисунок, а что-то совсем нелепое. И вот будет висеть куча красивых картин («всем-то помогают!»), а наша — какая-то грязная и детская. Одноклассники смеяться будут, в конкурсе не выиграешь, останется ощущение несправедливости и обмана. А может быть, и учительница снизит балл (если не очень умна). Да еще и обсудит с коллегами: родители Пети совсем им не занимаются, ребенок заброшен.
С другой стороны… какого черта? Я в школе давно отучился. И вообще, у меня много детей, если всем делать поделки, чокнуться можно. И я, может, тоже не художник — так что на конкурсе нам все равно не победить. Пусть сам разбирается.
Так как лучше? Ясно, что каждый решает сам. Вопрос, тем не менее, интересный, потому что на самом деле он не только про ИЗО и труд, а вообще — про взаимоотношение школы и родителя. Ну и про самостоятельность. И про творчество.
1. Школьные задания — хороший способ научиться самостоятельно определять меру своего энтузиазма по разным поводам. Вот здесь я хочу расстараться и быть первым. А тут мне достаточно просто «не слить». Здесь я буду как все. А там — подчеркну свои особые таланты. Это задание дополнительное, то — обязательное. Ребенок должен относиться к ним совершенно по-разному, а не только «сделаю лишь бы как» и не только «я должен всегда во всем быть лучшим». Поэтому пусть ребенок не только делает всё сам, но и вообще сам решает, делать или не делать, как делать и что именно.
2. Ребенок попросил помочь? Разберемся, как именно помогать. Например, о ужас, у нас нет шишек. Но есть ракушки и камешки, и вопрос решен. Или: «я не умею лепить лису». Можно, не касаясь пластилина, дать краткую инструкцию. То, что получится у ребенка, и будет лисой. Вообще, результат не наше дело. Наше дело — чтобы ребенок не нервничал. Иногда для этого надо просто оставить его в покое, а иногда придется как-то участвовать.
3. Если ребенок настроен всегда быть лучшим. Если он нервничает всегда — потому что рисовать не умеет, а первое место на конкурсе хочет. Если, наоборот, совсем не верит в себя, и если учительница не учила лепить лису, а оценку ставить за неё будет, то с этим надо разбираться. Стоит объяснить ребенку про способности, склонности, справедливость. А еще — про показуху. И про перфекционизм. И про то, что лучше лиса кривая, но своя и от души.
4. Творчество — дело непредсказуемое. Оценивать за него детей — вообще-то затея дурацкая.
5. Правильное детское рисование — это рисование без правил. А правильный детский ручной труд — это такая штука, которой в школе научить невозможно. Если человек способен увлечься шитьем и вышиванием, оригами или резьбой по дереву, он будет делать это в свободное время и научится гораздо большему. Ну а если ситуация типично-печальна? (Десять вечера, спутанный клубок ниток на дне рюкзака вперемешку с огрызками, технология завтра, математика не решена). Возможно, стоит просто сделать ребенку этот коврик за пять минут и забыть о нем до первых внуков.