Мода – это форма стандартизованного поведения, когда человек подгоняется под стандарт. Мода имеет разные задачи. Одна из ее функций – это психологическая разрядка. Но мода – это также способ привлечения к себе внимания. Какую опасность представляет современная мода? Какая скрытая ловушка здесь есть?
Многие девушки стараются одеваться модно, пытаясь быть на уровне, стремясь быть похожими на моделей с обложек журналов. И они не всегда понимают, почему на улице с ними начинают происходить нежелательные и неприятные события. Дело в том, что есть несколько стилей оформления своей внешности. Одним из них является стиль женщины-вампира. Такие женщины пытаются одеться так, чтобы максимально сразить мужчин, наповал. Если вы вспомните фильм «Девчата», там девушка Тося мечтательно говорила о том, чтобы «мужчины падали к ее ногам штабелями». Так вот, такие женщины заставляют мужчин падать обессиленными после одного взгляда на них. Вся современная мода практически на этот результат и направлена. Женская мода построена на «сексуальных ловушках»: полупрозрачные одежды, глубочайшие разрезы (иногда непонятно, есть ли юбка или это один сплошной разрез), немыслимые декольте… Когда помада и вообще макияж такого яркого цвета, что невозможно не обернуться. Это все зрительные ловушки! Они заставляют повернуться и обратить внимание. Это особенность человеческого восприятия. Наблюдая такую реакцию, девочка начинает думать: «О, сработало! Значит, так и надо. Посмотрите, значит, я настоящая женщина! Мимо меня невозможно пройти! Все оборачиваются». Она еще не понимает, что за этой раскраской стоит другой смысл.
В психологии общение подразделяется на два типа: вербальное и невербальное (которое осуществляется с помощью внешности, мимики, пантомимики, интонации). Так вот на уровне слов мы можем сообщать одну информацию, а другим способом передавать совершенно другую информацию. И когда девушка оформляет себя ярко и кричаще, если она обвешана сексуальными ловушками и в таком виде выходит на люди, она передает о себе совершенно однозначную информацию. Она как бы кричит своей внешностью: «У меня сексуальные проблемы! Я предлагаю интимные отношения». Такая женщина-вампир может быть раскрашена, как матрешка, но глаза у нее испуганные, в них читается стеснительность. Хотя она лишь пытается быть как все, соответствовать «международным стандартам». Посмотрела журналы и так же себя нарисовала.
У меня подруга, которая сейчас уехала в Австралию, относилась к этому типу женщины и одевалась очень броско. Как-то в очередной раз она пришла ко мне с жалобой о том, что невозможно выйти в город, что молодые люди бросаются на нее. Дело в том, что она была настроена на брак со своим любимым молодым человеком, и ей не нужны были дополнительные знакомства. Но на невербальном уровне она сообщала о себе другую информацию. Именно поэтому к ней подходили мужчины и предлагали знакомство с определенной целью. На их заигрывания моя подруга отвечала в довольно резкой форме, огрызалась и грубила. В такой ситуации, как правило, самолюбие мужчины задевается, и они начинают думать: «Она считает, что я ее недостоин». И начинают в ответ на нее нападать, оскорбляют. Я объясняла, что ей необходимо начать с себя, изменить свой внешний вид. Я говорила ей: «Ты ведь предлагаешь себя через свою одежду!» Понятно, что предлагающие такую одежду журналы заинтересованы в продажах, им за рекламу деньги платят. Но на это моя подруга говорила: «Я не хочу быть серой мышью!» В результате закончилось все довольно тяжело…
В психологии есть специальный термин «виктимность» (склонность человека становиться жертвой в отношениях, от английского victim). Первый, кто стал заниматься подобными разработками – группа под руководством Джеймса О’Нила. Они проводили исследование среди людей, которые заявляли о своей невезучести. «Я ничего плохого никому не делаю. Почему они все на меня нападают?» Когда начали изучать этих людей, оказалось, что они отличаются от других. Эти люди на уровне слов говорят одно, а на уровне оформления внешности сообщают совершенно другое.
Наша современная мода штампует виктимных людей. Людей, у которых возникают проблемы недопонимания с окружающими. Это я специально говорю для девушек и женщин, предпочитающих стиль «вамп». Здесь надо найти золотую середину и понять, что красиво – не значит вульгарно. При обучении в Москве мне запомнилось, как один иностранец сказал, что в Москве очень много красивых женщин, которые одеты как проститутки.
Очень часто на это настраивает и реклама. Одно время по телевизору прогоняли ролик. В этом ролике женщина едет на велосипеде, останавливается машина, она пересаживается в машину, в которой сидят молодые люди. Если часто прокручивать ролик, он раскрепощает женское мышление. Женщина начинает думать: «А вдруг это принц? А вдруг мне повезет? И вообще, какая разница – женщина в машине за рулем или мужчина».
Когда психологи начали выяснять причины изнасилований, оказалось, что одной из причин является провокационное поведение женщины. Она может в соблазнительной одежде гулять вечером, либо садиться в машину к посторонним людям. То есть, она сама очень легко входит в эту опасную ситуацию.
Когда мы говорим, что мужчины такие и сякие, что они порой ведут себя как животные, мы должны помнить, что мужчина с женщиной ведет себя так, как она позволяет ему с собой вести. Один и тот же мужчина с разными женщинами ведет себя по-разному.
После просмотра этого рекламного ролика я наблюдала такую ситуацию. На остановке две девушки тормозили машины. В результате их голосования рядом остановилась машина, из окон которой выглядывали молодые люди и приглашали девушек прокатиться. После их отказа последовал вопрос: «Вы что? Боитесь нас?» Потом был смех девушек. В результате они сели в машину и уехали.
Если вспомнить принцип, по которому мужчина ведет себя с девушками так, как ему позволяется, здесь можно сказать, что девушки оценили себя на грош. Они такие раскрепощенные, смелые. Что таких беречь? Что их завоевывать? Какое здесь может быть самолюбие и достоинство? Они сами себя предлагают!
Но твое же самолюбие должно остаться! Воспитание же есть! Ты должна о чем-то задумываться, а не только прожигать жизнь.
В данной ситуации девушка дает понять, что она себя ни во что не ставит. Эти парни, кстати, тоже абсолютно виктимны. Если они так легко подсаживают девиц, в этом случае еще непонятно, кто кого переиграет. Может это вообще какие-то аферистки. И если дело дойдет до интимных отношений, то кто знает, у кого в будущем будут неприятности.
Эту проблему виктимности надо просто осознать и пытаться ее исправить. Одно дело, когда женщина хочет быть привлекательной. Это вполне естественно, когда у нее к этому есть внутреннее желание. Но во всем надо соблюдать меру. Девушки, ваши сексуальные ловушки свидетельствуют о том, что вы являетесь доступными. Разве это вы хотели сказать своей внешностью?
Когда я однажды смотрела передачу с участием нашего российского модельера Славы Зайцева, он говорил очень жесткие и циничные слова. Он сказал, что красивая женщина-модель для него является вешалкой. Так же и женщина, которая работает только над своей внешностью, становится вешалкой для красивой одежды.
Несколько лет назад ученые проводили исследования и изучали эталон женщины. В этом эксперименте принимали участие мальчики, юноши и мужчины, которые высказывали свое мнение об идеальной женщине. Оказалось, что думают они об одном и том же. Женщина, по словам мужчин, должна быть привлекательной, умной (некоторые говорили о «хорошей собеседницей»), женственной. Ведь это все очень взаимосвязано. Важна не только внешность, но и духовное состояние. Человек состоит не только из тела. У него еще присутствуют душа и дух. Обратите внимание на себя, посмотрите на своих подруг. Когда у девушки хорошее настроение, у нее лицо становится мягче, оно светится. У нее даже внешность преображается. При плохом настроении лицо искажается, перекашивается и вот перед вами уже другой человек. Обратите внимание на себя, подумайте о своем будущем. Не стоит идти по пути женщины-вампира.
В отношении парней хочу сказать следующее. В свое время проводили исследование на тему «Мода и характер мужчин и женщин». Здесь обнаружилась еще одна функция моды – компенсаторная. Большинство мужчин, которые большое значение уделяют моде, как правило, несостоятельны духовно. У них таким образом происходит компенсация внутреннего мира с помощью внешнего. И такая несостоятельность проявится в семейной жизни очень быстро. Этот вопрос особенно актуален для молоденьких девушек, которые рано вступают в брак. Спросишь у нее: «А какой он?» А она с придыханием отвечает: «Он такой красивый!» Зрелая женщина так никогда не скажет. Для нее подобный фактор имеет второстепенное значение.
Нина Крыгина, профессор психологии