Верба («ВЕ»- ведающая, «Р-Ра» сияние, «Ба» — божье) — Ива (лат. Sálix) — род древесных растений семейства Ивовые (Salicaceae). В русском языке по отношению к видам ивы используется также много других названий — ветла́, ракита, лоза, лозина, верба, тальник.
У Российских христиан есть праздник Вербное воскресенье. В этот праздник в храмах освящаются веточки вербы. Спрашивается, каким образом верба (элемент ведичества) переплелась с христианским праздником? Вызывает вопрос и тот факт, что в этот день в народе есть древний обычай бить друг друга освященными ветками верб, а также посещать кладбища, что не имеет библейского основания.
Церковь объясняет это тем, что в этот день, Иисус въехал в Иерусалим и люди приветствовали его пальмовыми ветвями. А так как у нас пальма не растет, то Церковь в память данному событию, пальмовые ветви заменила на ветки вербы.
Но так ли все просто? Ветки вербы являются непосредственным атрибутом древнеславянского (ведического) праздника под названием Вербохлест и никакого отношения к христианству не имеет. Дело в том, что церковь после крещения Руси упрятала смысл этого Славянского праздника.
Поскольку вербы в Палестине никогда не росли и не растут поныне, а пальмовые ветви никак не могут произрасти на Руси, христианская церковь осуществляя подмену понятия славянского праздника на христианский, оставила для облегчения подмены его основной символ – веточки вербы. Но нигде в Библии нет Божьего указания святить ветки пальмы, и тем более вербы (верба в Палестине не растет).
Древний Славянский праздник Вербохлест был распространенным и любимым праздником славян, который в народной жизни приобрёл этнические самобытные черты. Это объясняется многими причинами, и прежде всего ландшафтом Европейской Руси, богатым реками и речушками, озёрами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением- плодородием. Не случайно где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.
Согласно древней традиции примерно в середине апреля Русы-славяне праздновали завершение свадьбы СВА (Неба) и Матери Сырой Земли, праздник раскрытия Земли и её готовности к посеву, иными словами, — Праздник Плодородия.
Этот праздник символизирует начало новой Жизни, зачинание Природы и начало посевов. В дни праздника на полях водили хороводы, чем энергетически помогали Земле зарядиться положительной энергетикой и приносить большее количество урожая.
На этот праздник так же было принято печь Куличи, как символ Мужской силы и плодородия. Именно поэтому он имеет вытянутую форму и сверху его принято поливать белым кремом из взбитых яиц. И, творожный пирог, как символ Женского плодородия.
И ничего удивительного в использовании фаллических символов и культа плодородия здесь нет. Хотя, проще списать всё это на чужеродные нам цивилизации востока, в которых фаллический культ и по сей день процветает, нежели поверить в то, что этот культ пришёл к ним из нашей Древнерусской культуры. Но это именно так! И праздник плодородия — яркое тому подтверждение.
Символ Мужской силы и плодородия у Русов-славян обозначается словом «Кол» (переводится как стержень), Женской силы — словом «Коло» (круг), отсюда и форма угощений, и название для устройства, создающего гармонию звука «Коло-Кол».
Кол, ударяя по Коло, — рождал божественный звук!
Со всеми весенними праздниками Русов-славян связана традиция крашения яиц. В весенней обрядности, повсеместно во всём Русском славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами.
На протяжении всей Весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними.
Церковный «пасхальный календарь» в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую древность. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних солнечных символов жизни и плодородия.
В наших Этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием Русских ведических представлений.
Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился:
«З солью, з хлебом, з белым яйцом».
Яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола. Яйцо и печенье были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них, с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.
Вот так широко и с размахом наши Предки праздновали в былые времена весенний Праздник Плодородия – Вербохлёст!
Наши Предки считали, что человек неразрывен с Природой, поэтому Древнерусский ведический — Славянский православный праздник Вербохлёст связан, как говорилось выше, с обрядом Оплодотворения, ибо в Русских Родах наличие множества детей, выраставших сильными взрослыми людьми, воинами, волхвами, мастерами, ремесленниками, пахарями, — спасало Семью, Род и НаРод от вымирания или гибели от врагов.
Чем больше детей в Русских Семьях, тем больше воинов, волхвов, мастеров, ремесленников, пахарей!
Счастливая Семья — основа Рода, а процветающие Роды обеспечивают процветание Родины!
На этот праздник Вербохлёст проводится обряд: парни хлещут по ногам девушек прутиками Вербы, а те радостно визжат.
Так происходило символическое оплодотворение первыми вторых. В те времена отношения полов не считались чем-то греховным, а воспринимались как Божественный акт.
Верба по сию пору является значимым растением в Русской народной культуре. В Славянской традиции она ассоциируется с быстрым ростом, силой, гибкостью, плодородием. Это связано с тем, что Верба раньше других растений выпускает почки.
Считалось, что Верба передает здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным!
Начиная с субботы, ломали ветки вербы, а в полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми».
С утра, в воскресение, люди легонько хлестали друг друга, детей, а также домашний скот веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез», «Будь здоров как вода, будь богатый как земля, расти как верба». Таким образом они изгоняли зимние болезни и хвори. Детям приговаривали: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!».
Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.
Славяне верили, что верба не только исцеляет, но и придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.
Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех.
Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.
Ветвями украшали кутный угол, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день.
Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных.
Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.
В Вербохлест было принято посещать на кладбище покойников-родителей и приносить им на могилу веточки вербы.
Выбирая вербные ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.