16 июня 2024 года Родноверы отмечают день Триглава. В «Велесовой книге» сказано: «Во первых главу пред Триглавом склоните! Так мы всегда начинали, Великую славу ему воспевали. СВАРОГА (Сварог это имя дословно означает «Сва»- небеса, «Ро»- Род, «Г»- горний, высший. То есть он Высший Род Небесный) – деда Богов восхваляли, что ожидает нас. СВАРОГ начальник Рода божьего и Род всему (то есть он, по сути, и есть Бог РОД)…
И громовержцу ПЕ-РУНУ (имя означает Познавшему РУНы), Богу битв и борьбы речем: «Ты оживляющий явленное (то есть он активизирует космические силы и энергии, «оживляет» их), не переставай Коло вращать! И веди нас стезею правой (путём правым), до брани и до тризны (обряд поминания) великой….
И Богу СВЕНТОВИТУ (имя означает «Света то Вихрь», «Света Дух») мы славу рекли, он ведь восстал Богом Прави и Нави (после разрушения тел в Явном мире, Свет-Дух не погибает, он восстает в тонкоматериальных мирах). Песни поем мы ему, ведь Свентовит это Свет (точнее Света Дух). И через него свет видим. ….» И так СВАРОГ, ПЕРУН и СВЕНТОВИТ – это Великий Триглав нашей Вселенной.
Этот Триглав признается славянами высшим божественным триединством. В индуизме мы так же встречаем подобное теистическое понятие как «тримурти» объединяющее триаду: Вишна (Сварог), Шива (Сива- Перун), Б-Ра-Ма (дословно Б-божественное, Ра-сияния, М-материя, то есть по нашему Свентовит). Этот праздник у южных славян совпадал с уборкой урожая пшеницы и С. Веркович в «Веде Словена» (изд. 1874г.) приводит обрядовые песни посвященные этому Свято. И так смотрим:
Когда со жнут пшеницу, всем селом выходили на одно место, нарочно отведённое для этого празднования, ели пили и девушки подавали к трапезе кашу из пшеницы, сваренной в меду, и пели следующую песню:
Песня 1.
Ой братец Янче, вчера Янче на поле да на жатве девчоночки пшеницу жали и всю её собрали. Вернулись уже поздно, а навстречу им Небесная Юда Самовила, и им она поручила, чтоб варили белую пшеницу и чтобы Богу Сварогу жертву воздали и мольбой его молили, чтоб послал Бог Сварог частый дождик, и мелку расу. И девчонки три дня огонь разводили, но он так и не запылал! И лишь когда сошел Перун Бог, с ясной свечой в руке, и ту свечу, Янче он подал, только тогда огонь запылал, и белую пшеницу сварили. Сыпнул Янча белого зелья, и подобрела пшеница та. Протяни, Янче, бел руку и возьми пшеницы, чтоб уста ублажились и чтоб воздать жертву яством. Жертва нужна, чтоб Бог Сварог не лютовал, бел кладенец не закрыл, а послал частый дождик, да мелку росу. И пока не сойдет Перун Бог, с ясной борницей (факелом) в руке, и не разведет ясен огонь то не будет жертвы на небесах. Ян Богу Сварогу мольбой молится: «Ой Боже Перун, мольбой Боже тебе молюсь, для девушек огонь ты развёл, ясной борницей его зажег, чтоб пшеница варилась и чтоб потом трапезой угостить удальцов и девушек. Девушки песню пропоют чтоб Бог Сварог лютовать не стал, а частый дождик, послал и мелку расу дал.» Мольбою Янка молится, и загремело, затрещало, огонь же сверкнул на небесах, и упал огонь во луга и Янка жертву запекал – и он молодцов угощал, всё удальцов, и девушек. Удальцы камень метали и боролись, а девушки песни пели, и Бога славой славили, и Янку что жертву ему воздал.
На следующий день девушки играли хоровод на том же месте, где хорошо попировали, и пели следующую песню:
Песня 2.
Ой, Боже Сварог пусть дождь порасит, и зарасит, что бы пшеница зеленела и колосья наливались. Янка всё на поле, а ты сойди к нам с небес с Небесной Юдой, а то Янка мне всё серп не несёт. Юда же нарядилась, и хлебные колосья на голову повила. Тебе жертву воздает, да чтоб больше не лютовал! Чтоб кладенец был бы открыт и порасил частый дождик, мелкая роса. Перун Бог огнём сверкнул, и тут огонь он запалил, и Янка яством всех нас угостил и песню тебе, Боже Сварог, поём и хоровод ведем и тебя славою славим.
Песня 3.
Для хоровода пороси Боже Сварог, ороси поля, и пусти Боже к нам облака, и тучи, да в наш город, на поле да на нивы, где родится белая пшеница. Несём тебе требу на подносах, золотых, и подадим их молодцам. Вот эта слава на земле! Склонился бы ты в наш город, и протянул десную руку на поле, где белая пшеница, а на лозах белые гроздья да червоные, а в саду-то яблоки и орехи. Через год белую пшеницу сожнем и тебе Боже принесём да на блюдах, ведь они все переполнены и мы тебя славой славим. Вот эта слава на земле!
Песня 4
«Ой, ветер дует на горе, на пригорочках это мать не Дымна Юда самовила, это Бог Свентовит. С тремя серпами он в руках, позолотил их золотом, и как крикнул, он: «Эй, селяне, да вы, кмети! По утру будет личень день, Свентовитов –день посевы всё уж пожелтели, к жатве поспели. Пошлите вы трёх девушек от трёх же матерей, да на гору, и на пригорки, чтоб воздали они трех овнов рогатых, а я их подарком одарю, три серпа позлачоных им отдаю, чтоб вышли они потом на поле, и серпами жали посевы». И девушка запричитала : «Одна я ведь у Матери и посылают меня на гору, там дар подарит Свентовит, даст он золотой серп. Одень, мать, меня, наряди» . Три девы приоделись, убрались, нарядились, и три овна отогнали на гору. Шатались они, шатались, да и вышли на реку, а навстречу им Свентовит, с тремя серпами в руках позлачоными, с тремя снопоми на плечах, а три колоса на голове, что колос — то бесценный камень, и от камня Солнце светится. Приветили его девы! Три овна ему отдали, а он подарок подарил, каждой по золотому серпу вручил. Сошлись девушки на поле, золотым серпом ударили, и сжали они пшеницу. Ведь днесь наступает личень день, Свентовитав -день.