С древних пор летнее солнцестояние отмечается как важное астрономическое событие, при котором Солнце находится на максимальной высоте над горизонтом. В этот день Солнце проходит самый длинный путь по небу и насыщает растения дополнительной энергией. Этим пользовались все знахари с незапамятных времен. С. Веркович в своей книге «Веда Словена» (изд. 1874г.) описывает как это событие отмечалось болгарами — помаками. И так смотрим:
На праздник женщины собирались в горы за лечебными травами, водили хороводы и пели песни.
Песня 1.
Старая Древница пришла на село ко дворам и прокричала: «Эй ты, старая Ведьма! (т. е. ведающая мать, так называли в старину мудрых женщин познавших лечение травами, а злыми колдуньями их стали называть только христиане) По утру рано, перед зарёй Ясное Солнце на небе, но ещё не греет не ласкает. А у нас личень — день, бога Хорса – день -Солнца день (Бог Хорс курирует Солнце в летний период, Ярило- весной, Коляда Зимой, Овсень осенью). Приходила Жива Юда самовила, на гору, на Злотицу. Бог тоже туда сходил и садился под деревом, где ясный кладенец. Жива Юда воду берет живую чудесную, лечебную и ею Богу службу служит в личень — день, Бога Хорса – день. Спускается золотая чаша, нисходит на гору на Древницу, где всё девчоночки малые Древницы, древесные ветки отсекают, и в город их посылают во дворец к царю Дрову. Царь ими исцеляет и лечит млад удальцов, да девушек. Но нынче Юда рассердилась не спускала золотую чашу и чудо-водой лечебной на гору на Древницу не прыснула. Девчоночки разгневались, рассердились, малы Древницы и древесные ветки уж не секут, в город уже не шлют к царю. Матерь Солнцу промолвила: «Ой, Солнце родной сынок, что ты не пригреваешь, а на небе всё играешь». Солнце в ответ ей говорит: «Ой, мати, как же мне пригревать. По утру будет личень — день, Бога Хорса – день. Как взовью тонкую саблю, как пущу лютую стрелу, чтоб спустилась золотая чаша, да прыснула чудо-водой, лечебной, на гору на Древницу, где собрались девчоночки, малы Древницы и секут древесные ветки, и отсылают их в город, к царю. Ими лечит царь и целит, млад удальцов, да девушек, которые больные лежат в постели!». Услышала старая мать, да крикнула: «Ой, Юда Жива где же ты ?» А Юда золотую чашу наполнила да Богу чашу подала, и слово ему сказала: «Ой, Боже родной братку, пей студёную воду, но чуточку воды оставь, три капельки на дне чаши, да отнеси же на небеса, во дворец пришел ведь твой личень – день Бога Хорса — день, Ясное Солнце играет, всё разгневалось, рассердилась и не согревает.» Так ему Юда говорит, и Бог воды напился, и ей же чашу подаёт, а в чаше, чудо — вода. Вспорхнула Юда на небо, к Солнцу, а там матерь его сидит, и ей говорит: «Ой, Юда Жива. Знаешь ли Юда, не знаешь, ведь нынче уже личень день, Бога Хорса — день. Девчоночки же на горе, на Древнице, ветки они секут, ты им чудесной водой прысни, лечебной.» Входила Юда во дворец, к Солнцу, золотую чашу подала да Солнце всё играет, в десной руке золотая чаша и с неё прыскает на гору, чудесной водой, лечебной. Но ещё Ведьма не вышла, чтоб найти млада удальца Друду, чтоб поиграл на кувикле да попел. Ступай, Ведьма иди туда, где ещё личень — день, Хорса – день, туда, где Солнце играет, тонкую саблю взвивает, да лютую стрелку пускает. Ведьма на гору пошла, и видит, девчоночки заснули, задремали ветки не секут. Будит Ведьма их, будит, а они не пробуждаются! Ведьма догадалась, и в село спускалась, да млад удальца Друду с собой брала. Играл Друид на кувикле, и на гору они взошли, тут девы и пробудились, от дрёмы поднялись, да забирались на древо и секут древесные ветки, а Друид на кувикле свистит, а Ведьма нитки всё сучит. Девушки же умаялись, да попадали на ветки, а в устах у них золотая пеночка, и они пеночкой ветки золотили и Ведьме дарили она их собрала и в чувал покидала, и отправилась в Стольный город, к царю и говорит: «Ой, царь млад баярин, Ясно Солнце рассердилась, что ему жертву в коло не воздали. Ведь пришел теперь Хорса — день, а ты всё спишь без просыпу! Я же тебе царь, не отдам, древесные ветки, чтоб ты лечил млад удальцов да девушек, болезненных! Что, царь, на эта скажешь?» Царь ей в ответ так говорит: «Ведьма, старая Древница, я сам не знал, не ведал, что сегодня Бога Хорса и Солнца — день! Днесь жертву воздам. Тебя я мольбою молю, отдай мне древесные ветки лечебные, чтоб вылечить девчоночку которая слегла малое время уже три месяца. Как жертву стану я воздавать, она песню запоет, чтобы Солнце восславить и Живу Юду Самовилу прославить , которая прыснула чудеснай водой лечебной, той же, что сам Бог Хорс пил, под деревом, под кизиловым.» Ведьма веток ему не дала, а сама во дворец пошла, где лежит девчоночка. Да ей же слово говорит: «Девчоночка, ты вставай! Душа уже твоя намаялась, Душу с Богами соединяй» Ведьма тут догадалась и золотою слюной плюнула, и в неё попала, прямо в уста. Уста позолотились, да посеребрилися, и с постели дева вставала, и такое слово отцу в сердцах сказала : «Ой тятя, ты же, отец! Днесь настал, личень – день Хорса — день, да Духов — день. Ясное Солнце играет, тонкую саблю взвевает, лютую стрелку пускает, а ты всё сидишь, и Ясное Солнце не славишь да не чтишь! Да ты скорей, тятя, пошли, древесные ветки, лечебные, и будешь сам лечить, и тебя похвалой похвалят, что ты лекарь молодец.»
Младой Друид, на горе сидел и у Дровды в послухе ходил, да насёк веток, кизила лечебных.
Когда Женщины возвращались с горы в село с травами в руках, их ожидали поселяне на краю села, а девушки пели следующую песню:
Песня 2.
Вернулась стара Ведьмица, с горы, с Древницы, и поджидал её молод царь на поле, и её мольбою молил, чтоб отдала древесные ветки, целебные, ему, молодцу лекарю, чтобы лечить млад удальцов, да девушек. Ведьма ему ни слова не сказала, только лишь разгневалась, рассердилась и ему сказала: «Эй царь, младой король, сошел ты на поле, не взял с собой млад удальца, младого Друду, чтоб играл же во кувикл, да мне свистел и пел, да меня славою Славил, и потому древесные ветки тебе не дам! Не станешь младым лекарем! Отдам ветки девушкам малым Древницам,- чтоб пошли на гору, и сели в пещере, и у старой Древны (Друды) службу несли, мало время три года.» Спустился царь и отошел он во дворец, и звал молодца- удальца Друду, и забирал свирельщика, да выходил же на поле. Молодец в кувиклу заиграл и Ведьмица согласилася. Брала она древесные ветки и их царю отдала, да ему поручала, требу в коло воздать, чтобы справить личень — день, Хорса – день.
Когда дождутся её селяне, и она каждому давала немного травы, которую насобирала в горах и которая лечит всякие болести, кметь воздавал жертву а в это время один парнишка играл на свирели, а девушки пели следующую песню:
Песня 3.
Царь молодец сходил, во двор да ждал старую Ведьму и её мольбою молил, чтоб отдала древесные ветки лечебные, чтоб мог он лечить млад удальцов, да девушек. Отдав травы Ведьмица ему зарекла, что не будет он лечить и целить, пока жертву не воздаст и Ясно Солнце не восславит. И царь в жертву в коло воздает девять коров да голубей, и ясно Солнце славою славит : «Ой, Солнце ясно днесь наступает личень — день, Хорса — день, да Духов — день! Ты тонкаю саблею взмахни, да лютую стрелу пусти. Тебе я, Солнышко, молюсь, чтоб стать мне младым лекарем и лечить млад удальцов, да девушек. Потом через год заиграй тонкою саблей, лютой стрелой и чтоб сошла Жива Юда самовила на гору на Злотицу, и чудесной набрала воды, лечебной, да Богам ею служила, а потом пошла бы на Древницу, и прыснула чудеснай водой. И влезут же девчоночки Древницы, на дерево, чтобы насечь древних веток да отдать их Ведьме, чтоб пришла она во дворец, меня даром одарила, и чтоб быть мне младым лекарем. Ой Солнце! Поиграй на небе. Там, где ещё ты не взошло, где ещё не блеснуло, да взмахни тонкою саблей! Пусти же лютую стрелу! Раз в год тебе жертву воздаю».