В соответствии с народным календарем День Бога Купалы отмечается 7 июля (а привязка его к празднику летнего солнцестояния это уже современный новодел). Во всех культурах, в том числе и славянских, Купалье справляли ночью (а солнцестояние празднуется в светлое время)— повсюду жгли костры и водили хороводы, плели венки и собирали лекарственные растения, которые в это время обладают особой силой.
Обязательным обрядом на Купалу всегда было и купание — оно очищало тело, а прыжки через костер очищали душу.В народе День бога Купалы считается праздником соединения в Купу (вместе) всех стихийных сил — огня, воздуха, земли и воды. Поэтому в ночь накануне дня Купалы и проводятся огненные обряды, водные купания, хождения по земле босиком и овевание тела воздухом. Все это усиливает энергообмен с природой. Так же считалось что и растения в это время впитывают максимально в себя энергию всех этих стихий. Вот как описывает отмечание этого праздника болгарами помаками С. Веркович в «Веде Словена» (1874г. издания).
Песня 1.
Заиграло ясно солнце на личень день Купалы день, и вьётся тонкая сабля, позолоченная, да посеребренная. Слетела Золотая Майя на дол и на гору, и рвет ясные травы лечебные, соберут их Юды (Богини) самовилы и ходят они по земле и заходят во дворцы, да лечат они царей и королей, а они тех Юд (богинь) славою славят, потому что Юды те сидят на горе и у Богов в послуге ходят.
Мать Ясное Солнце благодарит, что оно заиграло и энергию травам послало, и прикрикнула старица: «Эй, вы, Юды самовилы, где же вы есть, я хочу чтобы Вы брали ясные травы лечебные, ведь днесь наступает Купалы –день. Травы сильно обаяло ясно Солнце, а пресная вода живая травы все опрыскала, да земля матушка их накормила а воздух их обласкал. Кого вы будете ими лечить, тот встанет с постели, и вас славою он пославит а потом пусть и жертву вам воздаст, хоть самую малость». И ещё матерь была на горе как явились девять Юд с корзинами на руках, и собирают ясные травы, лечебные –и ходят они по земле и дают больным ясную траву лечебную.
( от другого певца)
Песня 1.
Сошла Древница с горы, с пригорка, и заходила в село к кмету (староста), и крикнула, прикрикнула: «Ой стараста, старый кмет! Бог меня, послал на гору и я там я ему послуг творю, малое время три месяца, но никто ко мне не пришел ни с города, ни от села. Ты пойди, кмет, во село: и срок тебе неделя, чтобы нашел девченочек песнапевок, и чтоб на гору ко мне их послал, чтобы песню мне пропели и с дерева, с золотого, целебные ветви собрали.
Древница повернулась, и отошла она в город, к царю, и ему слово говорит: «На гору, царь, ты не пришел, чтоб меня, царь напитать, да чтоб меня царь, поспрашивать что в горах я делаю. В неделю в горы не придёшь царь, с супругою то побью я твоих рогатых овнов, да овец, а если мне ты жертву принесёшь, я тебя даром одарю, древнюю ветвь целебную подарю. Младым врачом ты станешь, будешь царь всех лечить, и по всей земле прославишься!» Речь Юда не произнесла, а на гору уж вспорхнула.
Рано царь вставал и сходил он в город, и шел он от двора ко двору, чтоб найти девченок, песнапевок и вот повёл он их во дворец, и пели девы, так что их песня до небес долетала. Привёл и любезную супругу , а сам пошел он на гору к стаду, выбрать рогатых овнов, а потом пошел на Древню гору и вошел царь во пещеру, а пещера уже пуста, умчалась Юда, сбежала. и мольбою царь молится: «Послушай меня, Древница, где бы ты не была, я тебе жертву воздаю!»
Мольбою царь всё молится, но мольба его не доходит! Тут заявился старый кмет, и гонит рогатых овнов, да ведёт он девченок, песнопевок ведь старый кмет скор, да хитёр, ведёт он ещё и девченочку, которая в рожок играет. И крикнул кмет тут, прикрикнул: «Послушай меня, Древница, тебе жертву я воздаю.» И речь кмет ещё не досказал, как Древница Юда явилась. И у ней золотой венок на голове, и ветер гуляет по горе, белая ветка у лица, и входит Юда в пещеру, и царю слово говорит: «Что, царь, за девочек ты привёл , а где та, что в рожок играет? Пела девица, запела, но её песней дерево не золотится, и целебным не станется, только если дева на рожке не заиграет!.»
Речь Юда не произнесла, а уж взвилась на древо, и царь ей тут жертву воздает и Юда огонь развела, и еду пекла. Садились девы вечерять, а царь и не присаживался, угощала Юда девочек на горе, малое время три года – а потом в город, девы ушли и молодцев полюбили и их замуж повыдали. А дерево от песен позолотилось и ветви целебные стали.
Сорвала Древница ветку, и её царю в дар дарила : «Ступай царь, в город и сиди во дворце, теперь ты, молодой врач. Слався царь, по всей земле!» И садился царь во дворце, и древняя ветка у него в руке, стал он молодым врачом, и врачует, да всё лечит. Девочки которые тоже с горы вернулись, стали — малыми Древницами знахарками, и в городе их встречают, а они больных врачевают. С того знахарки-ведьмы ( ведающая мать) и сталися.