Начать хочу с того, что не бывает плохих и хороших целей. Цели всегда хорошие. Иногда они не совсем нам подходят, иногда мы не так их достигаем. Но сейчас я хочу обсудить мотивацию к их достижению. Почему мы какие-то цели перед собой ставим? Обычно мы хотим изменений в своей жизни, и важно понять, что мы хотим изменить и как? Есть две стратегии, две точки опоры при постановке целей, когда у нас появляется желание все изменить – и здесь даже неважно, мужчина вы или женщина.
Первый вариант – так называемая «свобода от».
Этот термин я взяла из книг Николая Ивановича Козлова. Он многое объясняет. Когда мы точно знаем, чего не хотим. Когда меня не устраивает то, что у меня есть, что я чувствую, как живу. Когда нас все это тяготит – будь то отношения, место жительства, работа, быт или что-то иное.
В этом случае я хочу сбежать от всего этого. Убежать от мужа, родителей, начальника, правительства, самой себя. Бросить все и переехать в Катманду, наверняка там будет проще. Бросить мужа и найти себе, наконец, нормально мужчину. Уволиться с этой ненавистной работы, сменить сферу деятельности кардинально, на что угодно. Все равно куда, лишь бы не оставаться здесь.
Это путь в никуда. Тупик. Потому что от себя не убежишь, сколько ни пытайся. Все равно придёшь в ту же точку. Точку, где есть ты, которая создаёт вокруг себя в любом месте заново те же самые обстоятельства и отношения.
Многие эмигранты не могут прижиться на новом месте, потому что с ними не происходит желанного чуда. Многие разведённые женщины находят себе точно таких же мужчин, а многие так и не могут никого найти. Уволившись с работы, от которой тошнило по всем статьям, многие находят точно такой же кошмар. А иногда все получается даже хуже, чем было раньше.
Почему? Потому что мотивация неправильная. Потому что побег от чего-либо — это тупик. А еще потому что человек, не знающий куда идет, все равно придет не туда. А когда мы просто ставим себе цель откуда-то убежать, нам совершенно непонятно, куда именно хотим прийти.
Второй вариант – «свобода для».
Допустим, у меня в жизни есть то, что я хотела бы поменять. Не устраивают отношения, бытовые условия, работа, климат. И я готова это изменить, но с другим настроением. Я не сбегаю откуда-то. Мне не все равно, куда идти. Я понимаю, что я меняю, какую цену за это плачу.
Я могу переехать туда, где мне будет более комфортно исполнять свой долг (например, растить детей, писать книги, заниматься спортом), но я понимаю, что и там будут трудности, проблемы, потому что я везу с собой себя. И тогда я меняю декорации, соглашаясь на эту игру, и начинаю менять саму себя изнутри.
Или же я ухожу от мужа-алкоголика, чтобы пожить отдельно какое-то время. И в это время я меняюсь, чтобы стать счастливой — с ним или без него. В моем сердце все еще есть место для него и наших отношений. Но уже других отношений.
Или же я понимаю, что если три разных мужчины поступили со мной одинаково плохо, то проблема не в них. А во мне. Значит, меняться надо мне. Самой. Понять, почему так происходит, что я делаю такого отталкивающего, что отношения не складываются.
А иногда эта дорога означает, что менять внешне не нужно вообще ничего, стоит лишь научиться быть благодарной, принимать то, что даётся, и менять собственное сердце. И тогда мир вокруг тоже начнет меняться. И бежать никуда не надо, и выбрасывать на помойку ничего, кроме своих установок и привычек, не придется.
Второй путь перемен сложнее. И такая мотивация к переменам встречается редко. Потому что большинство людей не хотят счастья. Они хотят комфорта и чтобы не было больно. От любых источников боли они убегают, и это и есть их цель. Жить без боли.
Никто не пишет мне писем такого рода, мол, где взять счастье в моей жизни? Как к нему прийти? Люди пишут одно и то же — куда мне деться от этого безобразия и как сделать так, чтобы не было так невыносимо тяжело? Что сделать, чтобы боль прекратилась?
Счастье же обходится слишком дорого, дается непросто, его еще нужно поддерживать. Поэтому мало кто реально к нему стремится. Большинству достаточно комфорта.
Мало кому нужны реально близкие и глубокие отношения с мужем. Женщины хотят, чтобы он дарил цветы, помогал, зарабатывал и не мотал нервы. То есть чтобы рядом с ним было удобно и комфортно. И не больно. Этого достаточно.
Мало кто хочет счастья творчества и самореализации. Люди ищут более менее приятное дело, за которое им будут платить хорошие деньги, и чтобы опять же не слишком напрягало и нервировало.
Мало кому интересны религия, духовное развитие. Большинство из нас бежит в храм, когда все плохо, хуже некуда. А как только становится комфортно — перестают читать молитвы. И кому оно нужно это счастье духовного толка.
Все наши представления о счастье основаны на избегании. Для нас счастье – это то место, где нет боли, и только. Все наши представления о свободе упираются в «свободу от». Мы как бунтующие подростки, все время пытаемся избавиться от того, что лишает нас комфорта. Но мало кто идёт дальше и ищет настоящее счастье, свою «свободу для».
Нет плохих целей или неправильных мечтаний. Домик у моря может быть в нашем уме и попыткой сбежать от трудностей, и стремлением к жизни в гармонии с природой, с готовностью трудиться ради этой гармонии. Путешествия могут быть попыткой скрыться от самых себя, спрятаться от боли, а могут быть тем, что расширяет кругозор, наполняет и даёт вдохновение для творчества. Семья может быть способом сбежать из родительской семьи, от трудностей (выйду замуж и не буду работать), от нелюбви к себе. А может быть осознанным шагом в сторону самопознания и саморазвития, где может быть, будет немало боли, но все же есть возможность стать и лучше, и счастливее.
Вопрос только в направлении нашего вектора и том, на чем мы сфокусированы. На боли и проблемах? Или на гармонии и счастье? Результат будет разный. Что выбираете вы?
Ольга Валяева