28 июля (15 июля по юлианскому календарю, то есть по старому стилю) в соответствии с древней русской народной традицией отмечается день Бога Удрзеца (образ «Уд» это крепкие связи, отсюда и удилище, узы, а «Рзец» это резец, то есть обрывание-обрезание жизненных нитей-связи у человека в том чиле и между физическим телом и душой).
То есть Бог Удрзец — разрывает наши связи с Миром Яви. По сути он является покровителем мертвых. Во время похорон при проведении обряда проводов души, проводившие его родичи так ему молвили: «Боже Удрзец ОБРАЩАЮСЬ к тебе и прошу: «Будь милостив к Душе Предка (Родича) моего (имярек). Отпусти его (ее) во Сваргу Пречистую».
Удрзец— могущественный бог Мира Нави, владыка мертвых, водитель усопших. В соответствии с традициями древних славян после смерти человеческая сущность последовательно подвергается трем Судам – это Суд Предков, Суд Совести и Суд Удрзеца. Именно бог Удрзец принимает окончательное решение о том, куда будет направлена сущность – в Славь это высшие мерности или в низшие пространственные структуры, а может будет вновь рождена на Мидгард-Земле.
После суда Бога Удрзеца, Небесный Бог Велес провожает человека в тот Мир и в ту Небесную Обитель, которую он заслужил своей жизнью на Мидгард-Земле.
«Иные люди считают, что Удрзец – Бог мёртвых – отличен от смерти, а хождение ваше в Мир Прави Безсмертно – Оно в Душах и Духе у вас пребывает;
Этот же Бог царит в Мире Предков, Благой Он – к благим, к не благим же – не благ Он…
Велением Удрзеца, в Детях Человеческих проявляются гнев, заблуждение и смерть, принявшая жадности образ…» (Книга Мудрости Перуна. Круг Первый)
Удрзец является одним из древнейших славянских богов, жрецы его отличались нелюдимостью и обладали особыми, сокровенными знаниями об энергиях Яви и Нави, а также о том, как эти энергии взаимодействуют между собой. Удрзец – носитель и воплощение высшего трансцендентального знания, это великий мудрец, имеющий достаточно сил, знаний и опыта, чтобы судить любую сущность, не важно – человеческую или божественную. Все в мире подчинено законам смерти 9смене реальности), в том числе и боги. Только не нужно трактовать это утверждение как нечто гибельное, разрушительное и фатальное. Смерть – это жизнь, рождение и беЗсмертие. Тот, кто способен своими силами постигнуть фундаментальность этой трактовки, поймет всю глубину образа Удрзеца.
К этому богу обращались, если была необходимость пообщаться с ушедшими предками, попросить у них совета или явной помощи. На данный момент сакральные обрядовые действия, связанные с подобными ситуациями, еще не готовы к раскрытию, поэтому я не буду их описывать. Достаточно того, что Удрзец – это, грубо говоря, тот, кто стоит на самой границе миров – Яви и Нави. Такое существо априори должно обладать невероятно силой и беспрецедентными знаниями, так как оно, контролируя границу двух миров, должно уметь подчинять себе законы этих миров. Именно поэтому об Удрзеце так мало информации и даже в далекие времена расцвета Великой Расы жреца этого бога можно было встретить крайне редко. Наши предки изображали Удрзеца могучим старцем, одетым в серые просторные одежды. Как и любой славянский Бог Удрзец в первую очередь воин, поэтому за его широким поясом располагался клинок, иногда снабженный своеобразным орнаментом из рунической вязи. При этом Удрзец бородат и длинноволос, иногда его борода и усы седые, почти белые, иногда – темные. Фактически облик этого бога может значительно изменяться, но не из-за его способности к оборотничеству (который владеют многие боги, например Волх или Чернобог). Удрзец – это один из аспектов смерти, которая с одной стороны не имеет обличия, а с другой – может принимать тысячу обликов.
Удрзец силен, грозен, но справедлив. Честного, доброго человека, который чтил своих Предков, не забывал их веру и традиции, жил в гармонии с природой в соответствии со своей Совестью Удрзец направлял в Вышние миры. Но если при жизни сущность потворствовала лицемерию, злобе, гордыне или зависти, не выполняла заповедей своих предков и не исполняла два великих принципа, Удрзец захлопывал перед ней врата в многомерные миры, возможно даже навсегда.
Считалось что именно этот Бог обеспечивает связь между живушими в Мире Яви и их умершими предками из Мира Нави.
По народному календарю 28/15 июля это середина лета. В этот день крестьяне старались не жать, так как опасались Навных видений (призраков умерших). В народе по этому поводу говорили:
«Кто в сей день жнет, тот маньяки (видения) видит»
«Полудницы над жатвой летают, мороками день путают».
Хотя такому обычаю есть и более логичное объяснение. Нередко в этот день просто шли сильные дожди, поэтому при всем желании в поле нормально работать было невозможно.
Христиане в этот день отмечают праздник Святых мучеников Кирика и Иулитты, которые жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области. Житийное повествование не дает никаких оснований для связи Кирика и Улиты с привидениями и призраками. То есть имено более древнее празднование Дня Бога Удрзеца оказалось той причиной которая была закрепленна народным календарем и целым рядом присловий на 28/15 июля.
Еще в середине XIX века было отмечено, что крестьяне Воронежской губернии в этот день считают грехом жать хлеб и в поле не ходят, боясь видений или призраков, называемых маньяками. Как было сказано выше:
«Кто в этот день жнет, тот маньяков видит (воронеж.)».
Маньяки — призраки, привидения неопределенного облика (от «манить», «обманывать»), Ман, манилка, маниха, маньяк — так в народе называли привидения, наваждение, призрачную тень, которая морочит, пугает; «манить» обозначало «мерещиться», «соблазнять».
Доводилось слышать что 28/15 июля один из самых страшных дней лета, так как по народной легенде именно в это время мертвые приходят из Нави в наш Явный мир в гости.
Куряне, как украинцы, гуцулы и сербы, в этот день не работают, чтобы не убил гром, чтобы скот не сдох. Сибирские девушки и женщины так же не работают, почитая своих умерших предков. [Болонев, 1978; 88].
Так что и нам надо будет не забыть помянуть в этот день своих предков ушедших в Мир Иной!