Когда человек уже умеет говорить, перед ним встает потребность поделиться с другими тем, что он знает, либо какими-то планами и фантазиями. Но это не всегда получалось сделать при помощи устной речи: как быть, когда хочется оставить послание следующему поколению? Или своим современникам-сородичам?
И тогда человек нашел выход: появилась письменностьЧто было первым? Скорее всего, наскальные рисунки. Именно они несли в себе сцены первобытных сражений и охоты, сохраняя важную для художника информацию. Но это, так сказать, летопись событий — а как же “написать письмо” соплеменнику? Решением проблемы стало так называемое предметное письмо. В качестве хорошего примера можно привести насечки на деревьях, обозначающие направление движения, или пучок стрел, символизирующий объявление войны. Словом, это был любой предмет, либо же набор предметов, несущий в себе определенный смысл. Казалось бы, что с течением времени такой вид общения должен был совершенствоваться и становиться проще, однако что-то пошло не так: послания зачастую утрачивали свое истинное значение, так как адресат неверно их расшифровывал. Так получилось с царем Дарием: скифы прислали ему птицу, мышь, лягушку и пучок стрел. На свою беду, царь неправильно истолковал смысл этого послания. Он посчитал, что скифы решили сдаться: мол, мышь означает землю, птица — воздух, лягушка — воду, а стрелы — отказ от дальнейшего сопротивления. На самом деле (и именно так сказал один из мудрецов, окружавших Дария) это “письмо” имело диаметрально противоположное значение: скифы предупреждали своих противников-персов, что если те не улетят в небо, как птицы. или не ускачут в болото, как лягушки, или же не зароются в землю, как мыши, то они не смогут вернуться домой — их поразят стрелы бесстрашных кочевников. В итоге так и вышло.
Постепенно на смену предметному письму приходит пиктография. Теперь не нужно было отсылать адресату предмет — достаточно было его изображения. Конечно, подобные рисунки применялись и ранее, но не в виде пиктограмм. Естественно, для верного толкования нужно было как-то систематизировать значки, что племена и делали: появилось некое единообразие в рисунках, каждый из которых имел определенное значение. Но подобное письмо не могло удовлетворить всех потребностей человека, поэтому в игру вступает идеография. Этим понятием характеризуются такие вещи, которые нельзя обозначить пиктограммой с единственным значением. Например, изображение глаза может трактоваться и как упоминание органа, и как “зоркость”. Пиктограмма теперь имеет и прямое, и переносное значение. Одним из примеров может считаться шумерская письменность: еще до клинописи шумеры применяли именно пиктографические изображения, которые хорошо сохранились на глиняных табличках. Именно они позволили получить сведения о древней цивилизации.
Многие и сейчас используют древнее письмо, причем сами о том даже не подозревают. Вспоминайте — завязывали хоть раз узелок “на память”? А ведь это и есть отголоски того самого древнего письма — узелкового! Оно существовало у многих народов. Китайцы еще до нашей эры использовали сложные, но невероятно красивые узоры, которыми передавали свои послания.
Археологи были удивлены, когда не нашли пиктографических посланий на территории современного Перу. Цивилизация инков словно молча канула в Лету, хотя по логике, у такого крупного государства обязательно должен быть способ, при помощи которого они вели торговлю и заключали разного рода соглашения. В итоге оказалось, что инки использовали для этих целей узелковое письмо. Индейцы в Северной Америке, в частности, ирокезы, использовали для передачи важных сообщений вампумы — своеобразные пояса с нанизанными на них цилиндрическими бусинами из ракушек. Их посредством заключались договора между индейцами и “бледнолицыми”, записывались важные события из жизни племен, а старики, владеющие знанием, необходимым для чтения вампумов, знакомили с ними молодое поколение. Важность этого знания передает тот факт, что имя Гайаваты, создателя Лиги ирокезов — самого значимого среди союзов североамериканских индейцев — в буквальном переводе означает “Тот, кто составляет вампумы”. Ракушки ушли в прошлое только тогда, когда белые торговцы начали привозить стеклянные бусины, — именно из них начали делать вампумы. Жители Колумбии и Амазонии “писали письма” посредством лент, которые определенным образом завязывались на длинной веревке. Японцы тоже не гнушались подобного способа, и шифровали свои “записки”, комбинируя мелкие предметы и узелки на ожерельях.
А помните, как Иван-царевич шел по горам, по лесам, а дорогу ему указывал путеводный клубочек? В народных сказках нашел отражение один из способов хранения информации у славянских волхвов: на веревочке навязывались узелки, и она сматывалась в клубок, который бережно хранили до поры, до времени.Пиктограммы со временем упрощались, превращаясь в иероглифы, весьма отдаленно напоминающие исходный рисунок. Месопотамия и Египет быстро подстроили их под себя — появилась клинопись, а вместе с ней и отдельное сословие, писцы. Клинопись была очень сложным видом, включала в себя несколько сотен (а то и тысяч) символов, которые наносились на мягкую глину деревянной заостренной палочкой — весьма неудобный метод. Потому подготовка писцов занимала много времени, а сама профессия требовала определенных навыков.
Что касается собственно иероглифов, то исследователи не пришли к единому мнению касательно местности, в которой они появились. Существует гипотеза, согласно которой этот вид письма зародился примерно в одно время, но в разных местностях. До нашего времени почти в неизменном виде сохранились китайские иероглифы, которые считаются самыми древними. Уже из Поднебесной эта письменность распространилась по соседним странам, и долгое время была единственным способом письма в Японии, Вьетнаме и прочих областях древнего Востока.Забавно, но самый привычный для нас вид письма, когда каждому звуку соответствует отдельная буква, оказался самым сложным для человечества. Когда люди догадались, что можно просто разделить речь на звуки, то понадобилось всего несколько десятков символов, чтобы их записать. Так появился алфавит. Самым большим на сегодняшний день считается кхмерский, в котором 72 буквы, самым маленьким — алфавит языка ротокас, в котором всего 12 символов (a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v).
В финикийском алфавите, которому присваивается звание “отца” всех остальных, было 22 символа-слога. Главной его проблемой было то, что практически отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Каждый из слогов имел определенное название, а впоследствии это письмо легло в основу древнегреческого и арабского. Примечательно, что сначала строчки греческих писцов ложились справа налево, и, доходя до края листа, возвращались уже в обратном направлении. Только впоследствии был принят стиль написания слева направо, который распространен сейчас в большинстве стран.
После христианизации на Руси появились глаголица и кириллица, значительно скорректированные во времена Петра I и в 1918 году: в итоге алфавит потерял большое число “ненужных” букв, в том числе “ять”, “фиту”, и твердый знак на конце слов.
И все же, несмотря на множество изменений и долгую эволюцию, письмо осталось письмом. Одно из самых важных, самых значимых открытий человечества, которое в чем-то можно сравнить с подчинением огня — изобретение письменности.