Сентябрь вестник осени. В этом месяце отмечают Малые Осенины 14 сентября и Великие (вторые) Осенины в день осеннего Равноденствия. В природе происходит явление когда солнце все больше и больше осеняеться (затемняеться) и окончательный перелом наступает в день Осеннего равноденствия. В «Веде Словена» ( С.Веркович 1874 года издания) в песнях болгар-помаков рассказывается о том как наши деды праздновали Великий Овсень и пели следующие песни:
Одно время, сто лет назад от написания «Веды Словена», в селе Баня, воздавали жертву когда справляли Овсень (в древние времена новолетие или «Великий Овсень» справляли в день осеннего равноденствия и чествовали Бога Водана (по сообщению Костомарова 1804г. «Вода» в древности означало предводителя воинов, отсюда и Вое-Вода), который пере-водил через водную преграду наших дедов из Края земли, материка Даарии) около осенних Дедов, и говорили, что когда те вышли из Край-земли, то перешли через Дунай как посуху. Из-за этого тогдашний воеВода поручил и записал, каждый год этот день праздновать и воздать жертву. От того остался обычай, и в каждом селе все выходили к какой-нибудь реке, и там старый кмет (староста) воздавал жертву, все вооружались саблями, ружьями, пищалями и ятаганами (как и в современный новый год все палят и стреляют). Когда воздавали жертву все подбрасывали ружья, а девушки и хозяйки пели следующую песню:
Песня 1.
Ой, Боже Водан! Водяной ты наш бог! Крайну землю (Даарию) пращуры заселили, города все населили и поля все поораяли, а потом и затужили, что негде уже сеять, и пасти волов, да коров. И сам король всё гадает, что же делать, что же сотворить, как проблему ту решить? И повёл он молодцов удальцов да девушек через поле, и пришли они до Белого Дуная. Долго сидели на Дунае целых три месяца и вот пришла Юда Самовила (богиня), и такие слова говорила: «Эй, ты король что сидишь на Белый Дунай, все глядишь? Ты поведи млад удальцов, на гору Буяну (есть остров Буян, находился в Сибири), там будет жизнь тебе без изъяну. И гору ты заселяй, там город с башнями сотворяй. Судьбой там тебе суждено обручиться и на любезной тебе красе пожениться. С любой той тебе надо слиться и от этого мальчик, заветный родится. Сад(Сак) королевич прекрасный, ликом как солнце прекрасный. И когда то дитя подрастет и двести годов проживет (это был юношеский возраст потому что раньше жили долго), он у горы разместится, но там Саде королю не обручится и не женится, и поведёт он млад удальцов и девушек в землю другую, запущенную и пустую, где ещё поля не пахали и зерном не засевали.» Не промолвила Юда речь всю, как король развернулся во всю. Не стал во дворце, он сидеть, а пошел на гору Буяну поглядеть, пустую и запущенную, Юда там ещё не ступала и птица ещё не порхала. И король там город поставил, и богов прославлять всех заставил, и всю её заселил, а потом его с девушкой жрец обручил, в лице её Солнце ясное, в груди её месяц прекрасный, по подолу частые звёзды, серебром блистают космы. И родила она ему мальчика, заветного да чудесного, он золотыми крыльями махает, и высоко да далеко летает. И вот растёт Сад королевич, подрастает, и уже женится ему пора наступает, а гора то вся заселилась! И плач стоит во дворце, тут и король заплакал, закликал! Гадает, что делать, он не знает? Боги Юду Самовилу на гору, во дворец послали, и через нее королю передали: «Эй, ты, король, что плачешь? У тебя есть мальчонка заветный, пусть он готовится, чтоб пойти на Белый Дунай, и для Богов жертву воздать, три коровы отдать, и при этом такое слово сказать: «Ой, Боже, Водан — Водяной тебе жертву воздаем, простри же ты десную (правую) руку, на бел Дунай, чтоб он замерзал, и чтобы так ты нам его миновать помогал, с молодцами и с девами, и идти на поле, что пусто и запущенно — где ещё не орают, и не сеят. Да возьму золото перо, сосновое, и напишу белую книгу, черна письма, да закляну я молодцев, и девушек, да закляну, приговорю: « Как только лето минется, и явится лютая зима, снежная то выйдут пусть на Бел Дунай, чтобы жертву воздать, три коровы отдать, чтоб простёр Водан десную руку, на бел Дунай и он замерзал и мы бы его минули да поле заселили.» И как только жертву Сада король воздаст, то замерзнет Белый Дунай, чтоб он его миновал. И будет у него сильное войско, в котором всё удальцы лихие, в руках у них лютые пики, да всё борьбою борятся. А Дивен король (предводитель коренного чернокожего населения древней Индии) не учился, не тянулся, и его войско закоченеет и замерзнет! Сад же король на поле поставит сильные города, и всё поле заселит» И с речью Юды король соглашался, он кликнул родного сына, и ему слово говорил: «Ой, сынку Сад король, хватит, сын, сидеть на горе. Молодцы уже скарб весь собрали, и ты веди их на дол, на бел Дунай, где пустое есть поле запущенное и его, ты сын засели.» Тут Сад ему ответ держит: «Ой, тятя ты прав мне Юда тоже совет дала, чтоб на неделе я уже выходил.» И речь Сада король не вымолвил, как собрались млад удальцы пригнали три коровы –да седлали борзых коней, и поскакали на бел Дунай. А бел Дунай всё протекал, не переплыть его не миновать. Слезал Сада король с борзого коня, и Богу жертву воздавал, три коровы отдавал и ему мольбой молил, и такое слово говорил: «Ой, Боже Водан Водный. Тебе, Бог, жертву воздаю, три коровы отдаю, простри десную руку на Бел Дунай, чтобы он замерз и оледенел и мы могли его миновать и пусто поле заселять. А ещё возьму я золотое перо, сосновое, и напишу белую книгу, черного письма, и закляну млад удальцов, и девушек, чтоб они всегда когда лето проходит и наступает зима выходили на речку чтоб тебе жертву воздавать и три коровы отдавать.» И Сада король тут жертву воздал и Белый Дунай весь замерзал , и эту преграду удальцы миновали и снова богов они прославляли. А Дивий король очень дивился и с Садой младым он в рати схватился и борются малое время они три месяца в схватке уже протекли. Да вышла тут девчоночка, и прокричала: «Ступай лето, уходи, уже зима идет впереди.» И задули ветра вьюжные, студёные и снежные, а Дивный король холодов не знал, и войско свое не обучал. И пришлось им замерзать, и окоченевшими умирать. Так Сада король в борьбе победил и нов город заветный он заложил и всё поле потом заселил. Садился он во дворце да за стол и золотое перо, сосновое брал, и белую книгу, черна письма писал, и в ней он так заклял, и потомков обязал : «Как только лето проходит и настает лютая зима, пусть все на речки выходят чтоб богам, жертву воздать, и три коровы отдать.» С того обычай остался в нашем граде, и на селе, что выходит молодой царь, и старый кмет на реку, и ведёт молодых удальцов и девушек, и вместе жертву воздают, богам песни поют да угощают всех гостей, чтоб помнили, да чтоб знали как матушку землю наши предки заселяли и Бел Дунай миновали.
До того, пока старый кмет не отдаст трёх коров и не сготовит еду, девушки и хозяйки пели эту песню; после накрывали трапезу и трое из них уходили в село созывать селян. Те приходили на реку и готовили каждый что мог, а три девушки пели следующую песню.
Песня 2.
Послушайте, млад удальцы, и девушки, хозяюшки! Повышел молодой царь, и старый кмет, да на реку на бел Дунай, для Бога жертву воздать, три коровы отдать и чтобы ещё раз познать как сидели мы на Край — земле, да потом на горе на Бывоне (Буяне), где вдоволь народились, да землю всю заселили! И потому собрали скарб млад удальцы, и девушки и к Богу они обратились, чтоб послал Юду Самовилу, во дворец, дать совет воеводе Сад королю. Чтоб шел он за Бел Дунай где есть пустое поле, запущенное ведь никто на нём не садился, лишь Дивий король, который поле занимал, но его не засевал, а лишь шатался по горе и траву рвал (и бананы собирал). И вот Сада король уж на Белом Дунае (Сейчас река ИнД — Иной Дунай) -, и всё думает, он гадает, как переплыть тот бурный поток, и попасть на тот бережок. И вот Бог ему покров сотворил, Он десную руку на Дунай возложил и сразу же водный поток замерзал и Сада король его миновал. И с Дивьим царем он в рати схватился, его победил и там поселился. А после он белую книгу писал и черным письмом её заполнял, чтоб помнили в будущем млад удальцы как с Края земли их предки пришли. И чтобы Богам они жертвы давали и трех коров, им отдавали, да к угощению гостей приглашали и о предках героях им сообщали. Чтоб известие это до всех донести и праздник во славу Богов провести.
Когда девушка обходила село и пела эту песню, все селяне, и молодые и старые, жены, бабки и девушки брали еду, которую готовили дома, и уходили на реку, да садились к трапезе, девушки распоряжались, напевая следующую песню:
Песня 3.
Ой, еште, молодцы и девушки, пейте. Еште корову святицу, пейте зелёное вино, трёхлетнее его послал Бог Руй, молодец от Край — земли, от моречка с Юдой Самовилой, и ей он зарок положил: «Ты скажи Юда, Саду, королю чтоб заселил пустое поле, запущенное да чтоб его ораяли девушки, и сеяли, а на меня не надеялись. Чтоб садили белую лозу, и чтоб родились Белые гроздья червонные, да давили зеленое вино, трёхлетнее. Пусть Богов не забывают, и жертвы им возлагают, да гостей угощают, млад удальцов и девушек. И ко мне пусть Сада молится, я пошлю ему зелёное вино трёхлетнее. Уродятся у него Белые гроздья, червонные, и пусть восславит Край – землю а если не восславит, то пошлю Мару Юду самовилу, чтоб ссеч ему русу главу». Дошла Юда самовила, подала зелена вина, трёхлетнего, и ему все передала, тут Сада король додумался, что лозу то ведь он не посадил, и Юду молит, чтоб пошла во Край – землю вошла бы там во садок, и сорвала белу лозу – и когда придет лета, весна, чтоб принесла её Саду королю чтоб посадил он эту белу лозу, а потом напишет он в белую книгу черного письма: «Ой, млады воеводы! Как поле мы заселили, уже три года, и девушки тут ораяли, и сеяли, и я позабыл, что когда мы были во Край — земле, то там садили белую лозу, и пили зелено вино, трёхлетнее, и славу славили Руя молодцу, и ему жертву воздавали. Пришла Юда самовила, с Край — земли, и принесла белую лозу, я посадил её в саду и как народились Белы гроздья, я надавил зелена вина, трёхлетнего и теперь вам подарю белу лозу чтоб и вы славили Руя молодца, и жертву ему воздавали. А кто не придет в мой дворец, пошлю млад воеводу, чтоб ссечь русую голову». Как написал король белую книгу, черна письма так седлали все борзых коней и прибывали, во дворец и король в зелен садок шел и вырывал белую лозу, и гостей подарками одарил. Посадили её воеводы, и уродились Белы гроздья, червонные, и вина они надавили, и Рую жертву сотворили и его славой славили. С того обычай остался, Сада король его положил: чтобы молодой царь, со старым кметом на реку выходил жертву там воздать, три коровы богам отдавать, и чтоб девушки еду готовили; и гостей созывали и на реку их собирали лето провожали и зиму встречали и так кричали: «Ступай лето, уходи, зима идёт впереди». Сада король хитёр, и умён, ведь в новой земле он всему название дал и реку Белым Дунаем назвал. Море соленое теперь Черным зовется, а новый город Котлицей речется. (Около половины рек Индии имеют такие же названия как и реки в Сибири и в Европе) И оставил Сада король белую книгу, черна письма в которой он зарекал, и поручал, что когда придет личень день, Овсень день да Торгов -день, чтоб выходили все на реку, и для Богов жертву воздавали, и три коровы отдавали и славою славили . Да потом угощали млад удальцов и девушек.
Как пропели эту песню, вставали от трапезы, и играли хороводы да пели следующую песню:
Песня 4.
Ой, Боже Водан, Водный Бог. Писал царь Белую книгу черна письма, чтоб когда будет личень день, да Овсеня -день, молодой царь одевался да наряжался; и выходил он на реку жертву воздать три коровы отдать, да угощать молодцев, и девушек: Хуй, хуй, Боже (это не ругательство, раньше это был клик ликования как современное «Ура»)! Хуй, хуй, Водан -Водяной! Да защити от кручины! Чтоб жили мы без печали целый год! Ведь приходит Овсеня день. Девченочки на целый год, трёх коров позолотили, а младу царю девченочка, выткала белое сукно, шерстяное , позолоченное, а сама дева на горе, при стаде, отогнала бел корову, накинула золотой платок и корову позолотила и гонит её на белый Дунай, на реку и подошел к ней батюшка, тебе Боже, жертву воздать, чтоб услышал ты молитвы наши и славления! Чтоб жили мы целый год да без забот, всё целый год от праздничного дня, до праздничного дня ( годовой цикл) Овсеня дня ( в древние времена многие славянские рода новолетие праздновали именно в день осеннего равноденствия, когда уже был собран урожай, в эти же дни устраивались и осенние торговые ярмарки).