Свидетельства о силе духа наших предков сохранились в осколках Древней культуры кавказских народов – в сказах и легендах о Нартах. «На-Рты» в образах древнеславянского языка означает – пращуры которые дали своим потомкам знания о вселенских законах («На» — давать, учить; «Рта» – Вселенские Законы, законы Рода и крови То). Это древние герои прародители многих индоевропейких народов.
Сказания о нартах есть у всех: у русских и шотландцев, скандинавов и адыгов, осетин (Асов или по другому Ясов), абхазов, абазин, убыхов, балкарцев (черных болгар) и др.. Нарты упоминаются в фольклоре некоторых народов Дагестана (например у кумыков) и отдельных грузинских этнических групп не семитского происхождения — сванов(се ваны), рачинцев, хевсуров.
Заселение Северного Кавказа
Сохранилось много исторических сведений о заселении индоевропескими народами Северного Кавказа. Например в сибирских летописях славян староверов об этом периоде имеется следующее упоминание: «Когда Семиреченский (Азия район г. Омска) князь Сканд вернулся из второго Харийского похода в Индию в 2616г. до. н. э. (2893 СМЗХ) то жрец Один благословил его рода на переселение в европейскую часть материка. После успешного переселения князя Сканда, верховный жрец Один также собрал свои рода, оставил в Семиречье править своих братьев, а сам в начале пошел на запад в Городищенскую Русь, а затем повернул на юг (Северный Кавказ) в страну Саков (так в древности называли пращуров современных казаков -казсаков), оставил там часть людей во главе со своими сыновьями (так в наших степях появились рода Ясов –Осов, современных осетин). После этого он отправился на Север к морю».
Об этом же событии упоминается и в скандинавском эпосе в «Саге об Инглингах»: «….Страна в Асии к Востоку от Танасквиля (Волга) называется Страной Асов, или жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард (нынешний Омск). Правителем там был тот, кто звался Одином…. Большой горный хребет тянется с севера –востока на юго-запад. Он отделяет великую Скифию от других стран.. К югу от него расположена Страна Турок… Так как Один был провидцем и ведуном, он знал что его потомство будет населять Северную окраину Мира. Он посадил своих братьев Ве и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все Дии (жрецы) и много другого народа. Он отправился в начале на запад в Гардарики (Городищенская Русь), а затем на Юг в страну Саков (Саклан-Русколань эта держава находилась на Северном Кавказе). У него было много сыновей, и поэтому оставив там людей и своих сыновей правителями (потому то и называется море Азовское (море Асов), а одно из племен составляющих нынешнюю Осетию – Ясы или Осы, а второе Ланы или Аланы), он отправился потом на север к морю, и поселился на одном из Островов….. Один умер от болезни в стране Свеев (нынешние шведы) и был после смерти сожжен и его сожжение было великолепным .. дым от погребального костра высоко поднялся в воздух …»
Далее на Северный Кавказ из Азии переселились рода отца Богумира и князя Ория и др. Соединяясь между собой они давали начало новым родовым образованиям. Например из древних сказов известно, как произошел Род Ярусланов: «когда-то была война великая Русов с Ланями (Аланами) в степи… А потом стали они мирно жить и переженили молодых хлопцев одного рода на девчатах другого Рода, и с тех пор Русы-Лани сталися (имя Руслан широко распространено на Северном Кавказе)». И дети их говорили на двух языках, «однако ж, они себя тоже Руссами почитали». То есть это была смешанная русо-аланская ветвь, соединившая в кровном родстве два народа. Они были «темавые», т.е. темноволосые, но помнили своё родство с Руссами и Аланами, поэтому и назывались Я- Рус и Лан то есть Ярусланы. В четвертом веке нашей эры Великий Ярусланский князь Адаг (Адыг) оказал неоценимую помощь Родам Русов в их борьбе с принявшими христианство готами, он даже был приглашен на княжение к русам после гибели всех их князей. Память об этом великом князе- воине жива до сих пор у народов населяющих Северный Кавказ, тем более что он стал Родоначальником нового Рода – Адыгов.
Общность былой культуры
С течением времен хоть и потерялась общность языка, но сохранена была общая культура, которая была у всех индоевропейских народов до навязывания им чуждой идеологии (Мусульманства и Христианства). Владимир Пятибрат в своей «Глубинной книге» поэтому поводу приводит следующие факты: «Интересен рассказ девушки черкесского происхождения ныне живущей в Геленджике со своей матерью. Как-то я спросил у своей знакомой, мол, почему ты такая светловолосая и голубоглазая, ты же черкешенка? На что молодая женщина мне ответила: мол, «все старые черкесы были людьми высокими беловолосыми и голубоглазыми антскими юношами и девушками, не исключение и моя прародительница (прабабушка), жительница этих мест». Ольга мне говорила, что об этом ей рассказала её бабушка Фатимед Гучипсовна. Фатимед Гучипсовна рассказывала Ольге про свою маму, которая была блондинкой, следующее:
КОГДА НА КАВКАЗ В ЭТОТ РАЙОН ПРИШЛИ РУССКИЕ ВОЙСКА, ТО ОНА РАЗГОВАРИВАЛА С РУССКИМИ НА СВОЁМ РОДНОМ ЯЗЫКЕ! Правда, Фатимед не знала первого имени матери, а её затурканое имя (измененное турками) на человечьем языке она назвать не смогла. Поэтому назовем эту черкешенку Белла (белая). А дети Беллы, рождённые от турецких янычар, уже не понимали русскую речь! Фатимед рассказывала, что имена и фамилии светлых горцев и многих уже тёмных черкасов по звучанию были похожи на русские, но она их почти забыла. (Для старых жителей Северо-западного Кавказа были типичны фамилии, такие как Яквашев, Бугаев, Гамаюнов и тому подобные). Многие имена юношей заканчивались на «мир», много было имен, таких как Руслан, Рустам, Рашид (сын Роша). Основу рациона черкасов (адыгейцев) составляли простые продукты. Конкретно: кукуруза, растительное масло, орехи, каштаны, лесные травы чеснок и коренья. Также приморские адыгейцы ели фасоль, жгучий бактерицидный красный перец (в большом количестве) и фрукты. Лошадей они не держали, не возделывали обширных полей, кукурузу обрабатывали вручную, объёмы посевов выверялись для проживания.
У горцев принявших Ислам конечно имена и фамилии были обычные для турецкого мира и чтобы их произносить, нужно было выучить язык турок, от которого у горцев сломались мозги. С приходом Ислама пришло и многожёнство. Фатимед Гучипсовна не смогла его принять, она не могла видеть вонючих темнокожих турчанок, которых новоиспечённые мусульмане брали по разнарядке из Истамбула, и ушла в горы с девятью детьми. Фатимед, так же рассказывала, что «почти все казаки (кассаки) раньше были черкасами» (слово «черкас» означает чернявый кассак). Я выяснял, что в городе Старочеркасске (что на Дону) и вокруг него, живёт множество казаков-черкасов (черкесов). Предполагаю, что от антских (адыгов) юношей и девушек Северо-западного Кавказа происходит огромное количество казачьих семей. Казаки черкасского (адыгейского) происхождения отлично говорили и говорят по-русски…»
Далее В. Пятибрат приводит следующие факты: «Отношение к Богатырскому (нартскому) населению в Романовской России, можно понять, прочитав и проанализировав хотя бы «Историю Казачьего Войска» Щербины 1 том стр. 125-126. Глава 11. Щербина пишет: «…В среде казачества и теперь еще, наверное, живы воспоминания о тех чудесных явлениях, которыми, по рассказам старых боевых казаков, изобиловали горные места Кавказа. По обращавшимся в ту пору в среде населения сказаниям, непосредственно за Кубанью жили черкесские племена, далее в горах – богатыри, а ещё далее за горами – «песиголовцы». БОГАТЫРИ, ПО РАССКАЗАМ БЫВАЛЫХ ПЛАСТУНОВ, БЫЛИ НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ, РОДСТВЕННЫМИ И ПОХОЖИМИ НА РУССКИХ, НО ОТЛИЧАЛИСЬ ГРОМАДНЫМ РОСТОМ И НЕОБЫЧАЙНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ. Жили богатыри в каменных постройках, сложенных из громадных тысячепудовых каменных глыб. На русских они никогда не нападали и не причиняли им ни малейшего вреда. Богатырей удавалось видеть только в чрезвычайных случаях. Сами богатыри всячески старались не попадаться людям на глаза. По рассказу пластуна станицы Новодеревянковской, раз целый отряд видел богатыря. Произошло это при исключительных обстоятельствах: Отряд во главе с известным казачьим генералом Бабичем занял одну из горных вершин, на другой смежной вершине в близком расстоянии от отряда из богатырской хаты вышел великан – мужчина. (Он был) высокий, стройный с широкими плечами, со строгим поглядом (взглядом) и могучим руками. Он снял покрышку со своей хаты, громадную плиту весом примерно в тысячу пудов (16. 400 кг?!), положил её на ладонь левой полусогнутой руки. Сверху на эту каменную глыбу он посадил жену, такую же маленькую и шуструю, как и «наши черноморки». И с этой ношей, невозмутимо, спокойно, мерной поступью отправился в горы. «Прикажете стрелять из пушки?» – спросили артиллеристы-казаки старого генерала. «Нет, – ответил генерал, не надо, этого и пушка не возьмёт» (скорее всего казаки видели дожившие до тех дней последних представителей наших общих предков – Нартов).
И далее В. Пятибрат в своей книге делает вывод, что «специфический «кавказский колорит» появился только после того, как на Кавказе появились азиатские женщины из похода скифов в «землю обетованную», а затем симитизированные турки окончательно затуркали местных колонистов… и земля Кавказа превратилась в полигон кровопролитных войн между родными братьями Донбеттырами – казаками, создателями Российской империи и горцами. Нас разделил еврейский бог Луны Яхве – Alohim». / В. Пятибрат/
Но так как предки были общие, то и многие образы и имена Нартов, а также сюжеты в национальных версиях эпоса индоевропейских народов почти идентичны: Сосруко — у адыгов и абазин, С-ас-рыква — у абхазов, С-ос-лан (се Ос и Лан) — у осетин, Сосрук — у балкарцев, С-ос-урка — у карачаевцев. Сходны имена и ряда других Нартов, например: Ацамаз (осет.), Ашамез (адыг.), Щамаз (абазинск.), Ачамаз (ингуш.), Ачемез (кара-чаево-балкар.). Сыр-дон у осетин, Гвидон – у русских, Водан у болгар и т.д.
Кроме имен как уже говорилось выше сходны и сюжеты, рассказывающие о их деяниях. Например, сюжет о рождении Сослана в осетинских сказаниях, аналогичен сюжету о рождении славянского Тарха — Даждьбога. Рождённый Камнем богатырь, появляется из (небесного) Камня. «…Такой огонь разжёг кузнец Курдалагон на Небе ( у славян Небесный- кузнец Бог Сварог), что чудесный Камень сначала почернел от жара, а потом покраснел, пожелтел и треснул. И из пышущей жаром глубины его, вывалился раскалённый добела младенец… насквозь младенец прожег ткань… (неба). Он упал на Землю и на локоть ушел в землю. Загорелась, задымилась Земля…». «кузнец» –охлаждает его в озере, пока тот не начинает улыбаться и жить. Солнце улыбается новорождённому. (Сослан богатырь 1959 года Ю. Лебединский).
Другой сюжет о женитьбе Сослана тоже идентичен славянским сказам «О Ване и заколдованной царевне». «Прилетела к нартам (к донам) красавица Косер (имеющая большие косы) на летающей башне. Остановилась в небе башня, и говорит что, кто попадёт в меня стрелой буду того женой. Многие братья стреляли, но только Сослан попадает два раза в летающую башню. Летающая Башня волшебницы садится на землю и т.д.».
В национальных эпосах НАРТЫ — могучие воины-богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием. Существенно отличаются образы Нартов только в чечено-ингушском эпосе (сохранившемся кстати фрагментарно). Исследователь Ч. Ахриев считал, что они подразделяются на две группы: высоконравственные нарты (нярты) и злые, коварные орхустойцы (то есть Асы и Ваны). Б. Далгат (его точки зрения придерживаются многие исследователи) полагал, что наименования «нярты» и «орстхойцы» («орхустойцы») служат для обозначения одной и той же категории героев. Нарты орстхойцы Сеска Солса, Боткий Ширтка, Ачамаз, Хамчи Патарз (Хамчий Патараз, Хамчи Патриж) и др. чаще выступают злокозненными насильниками, совершающими набеги на мирных людей, притесняющими безвинных, а им – пришельцам, противостоят местные герои (Колой Кант (Коло, Колоксай), Горжай, Кинда Шоа и др.) — богатыри, занимающиеся главным образом мирным трудом. Однако в ингушских вариантах эпоса нарт-орстхойцы вместе с ними охраняют ингушские земли от врагов, наступающих с равнин; роднятся с местными героями. В образе жизни Нартов отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса — от родового строя до зачатков феодализма. В абхазской версии, как и в преданиях кельтов Ирландии, (которые считают себя потомками богини Даны), ярче всего обнаруживаются следы матриархата. Большую семью Нартов из ста братьев и сестры Гун-ды — возглавляет их мать безмужняя Сатаней-Гуаша (Се Таны-Даны кровь), обладающая неограниченным авторитетом (упоминаемый в отдельных вариантах эпоса муж Сатаней-Гуаши ни в каких событиях участия не принимает).
В осетинской и адыгской версиях мать Нартов Сатана(Се Дана) (адыг. Сатаней), также играет важную роль, Нарты пользуются её мудрыми советами, но она ими не верховодит; решения по важным делам принимаются на мужском совете (нихас у осетин, хаса у адыгов) без её участия. В осетинской версии у Нартов, живущих родами (Алаг-ата ( ата -отец); Бор-ата—(Бор у них праотец, соответствует германскому Бору, греческому Борею; Ахсартагк-ата), проявляются черты военной демократии (Нарты входят в единую боевую дружину).
В образах Нартов обнаруживаются черты мифологических персонажей. Нарты, воспринимаемые носителями эпоса как предки их народа, сопоставимы (но не идентичны) с племенем первых людей у семитских народов (Адамом, Евой, Каином, и т.д.). Век их существования, «героический век», — это мифическое время; так, в период создания неба и земли Сослан был мужчиной в зрелых летах, в период образования гор и рек — стариком, но ещё полным сил. НАРТЫ выступают как в роли прародителей людей, так и в роли культурных героев. Сос-лан, (Сасрыква) отнимает у чудовищ огонь; Пхар-мат похищает его у бога Селы (Сивы у русских); Сослан возвращает (что равносильно добыванию) семена проса, захваченные хтоническими существами, одаривает Нартов напитком сано; Сатана изобретает пиво, Сырдон (Гвидон) изготавливает для Нарт арфу; Кету-ан (абх.) изобрёл свирель; благодаря Цвицву у Нартов появились фруктовые деревья; Селий Пира (у русов Микула Селянин)) из подземного мира принёс плуг и водяную мельницу. С Сатаной связано появление первого коня и первой собаки.
НАРТЫ борются с хтоническими чудовищами — драконами, великанами. (Из книги «Сослан богатырь» 1959 год): «Нет у нартов (ариев) огня, Сослан увидел Свет во тьме, долго шёл туда, увидел дом семерых великанов. Они обрадовались нартам, сказали; что просящих огня не гонят с порога во тьму, заманили постепенно в дом всех нартов и приклеили их к скамьям волшебным клеем. Огромный «котёл» великанов кипит, и пышет паром, Великаны точат на алмазном точиле ножи. Ведь нарты, слышат страшный лязг стали, от страха замирают сердца у нартов. Только Сырдон не зашёл к великанам не сел к столу, «не приклеился». Затем перехитрил он великанов, перессорил их, они перебили друг друга. Один великан по наводке Сырдона УБИЛ БРАТА СВОЕГО МОЛОТОМ ПО ГОЛОВЕ. «Плененные» великанами нарты только после большой воды вылитой на них Сырдоном смогли покинуть дом великанов, буквально «с мясом» отрываясь от скамьи волшебного дома».
Смелые НАРТЫ прибегают не только к физической силе, но также и к помощи магии. Сатана (Сатаней-Гуаша) способна изменять погоду; по просьбе Сатаней останавливается солнце; Сатана благодаря чудесному (небесному) зеркалу видит всё, что происходит на земле; Сасрыква сбивает с неба звезду, чтоб обогреть братьев; Сосруко насылает стужу, чтоб одолеть иныжа (иных жителей, пришельцев великанов из темных миров), туман — чтоб победить Тот-реша; Сеска Солса ударом плети по тазовой кости великана оживляет его, он же способен превратить Терек в полноводную реку; Ацамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя Афсати, пробуждает природу; Ашамез с помощью свирели может не только возродить всё живое на земле, но и вызвать его гибель; Бидох (адыг. Божественное Дыхание) исцеляет своим дыханием; проклятие матери Хважарпыса (абх., по другому варианту — по заклинанию Сатаней-Гуаши) приводит к окаменению Нарджхеу и Гунды.
Многие НАРТЫ обладают даром перевоплощения, например, Сырдон оборачивается стариком, старухой, молодой девушкой, шапкой, Дзерасса (осет. Джи-расса) принимает облик голубя. НАРТЫ понимают язык птиц, животных. Помощники у этих героев — чудесные кони (осет. Арфан, адыг. авсург Тхожей, абх. араш Бзоу (Сивый Бурка)). Отдельные НАРТЫ [Батраз (адыг.), Сасрыква, Боткий Ширтка, Сеска Солса] спускаются в подземный мир и возвращаются из него.
Например сказ «Как Сослан, спас Сатану»: «Полетел, Сослан в дальний поход на восток, чуть ниже облаков летит его конь равный буре в своей силе. А в тот год была в земле нартов засуха. И нарт Сырдон убедил мужчин, что это Сатана наслала засуху. И они сказали Сатане что если за неделю не будет дождя, то бросят её в озеро. Пошла Сатана к Камню, из которого родился Сослан.. И стала просить птиц, чтобы они полетели на восток и рассказали Сослану о том, что нарты хотят бросить Сатану в озеро и только ласточка пожелала помочь Сатане за спасённых птенцов, и рассказать Сослану, что его, мать хотят в пятницу бросить в озеро. Семь дней летел на своём буре-коне Сослан, и за одну ночь догнала его ласточка к восходу утренней звезды. Она всё рассказала буйному воителю Сослану и полетел он обратно. На пути его встречают разные ситуации, где он не мог, не вступится за Людей. И когда он вернулся, понял, что не успел, Сатана была уже в подземном мире. Тогда он пошёл к Борастыру повелителю этого мира и стал просить отпустить мать и вернул Борастыр (Боры сын, Бора – бог скандинавских скифов) её. За то, что он помогал людям, спеша на помощь матери. Вернулся сын с матерью в поселение нартов, и стали жить хорошо».
На этом дело не закончилось и следующий сюжет «Как Сослан и Сырдон стали врагами» напоминает нам уже скандинавские предания: « Поставил Сырдон сына мишенью, для стрел нартов и если они не попадут в него до ночи, все участники должны были дать ему по барану. солнце и ветер не дали нартам попасть в сына Сырдона и он смеялся и подсчитывал, сколько овец получит. Нарты позвали тогда возвратившегося с охоты Сослана. Сослан вспомнил о том, как из-за Сырдона чуть не потерял мать, и решает стрелять. Хотя Сатана «просила, не разжигать огня вражды». Сослан выстрелил из круга нартов, чтобы его было не видно. Одну только стрелу пустил Сослан, и «юноша» упал «мёртвым». Не видел Сырдон, кто стреляет, но по звону летящей стрелы, узнал он, что это стрелял Сослан. Так как когда Сослан своими стрелами попадал в землю, то она тряслась и звенела даже посуда в доме. «Ты намерен был сделать мне зло, и совершил его. это тебе не простится! – сказал Сырдон. Так стали братья врагами, на веки. И когда богатырю Сослану Колесо Марсага отрезало ноги, по просьбе – Ведохи, и он не мог уже ходить и умирал «прикованный» к земле Кавказа.. Сослан просит, чтобы его живым положили в гроб. По его просьбе нарты строят склеп с тремя окнами; в зените, на восток и на запад, чтобы видеть ему солнце. И положили с ним его оружие – чудо стрелы, как он и просил. И когда Сырдон летая над ним на коне сел над окном его склепа, богатырь пускает из-под земли своё оружие, поразив его снизу насквозь, достав до головы.
Нарты и боги.
НАРТЫ вступают в тесные отношения с богами, которые принимают в их жизни активное, непосредственное участие. В осетинском эпосе божества нередко сидят за одним столом с Нартами, иногда НАРТЫ гостят у них на небе, небожители принимают участие в военных походах Нартов. В адыгском эпосе Тлепш (То Лепший—то есть лучший), Тха-галедж, Амыш присутствуют на хасе; ежегодно боги приглашают на свой пир (санопитие) одного из Нартов; мать Тхагаледжа и Амыша помогает Нартам советами. Курдалагон (осет.), Тлепш изготавливают Нартам боевые доспехи, снаряжение, орудия труда, чинят повреждённые бёдра, черепа (ту же роль в абхазском эпосе играет чудесный кузнец Ай-нар).
Ведь НАРТЫ находятся в родственных отношениях с богами, они их потомки. Дзерасса (Джи-расса — дочь Донбеттыра (Дон-беттыр — морской царь, прародитель нартов, соответствует славянскому и кельтскому Богу Дону), отец Сатаны — Уастырджи; Дзахуш (адыг.) — сын Тлепша; Уазырмес (адыг.) — сын дочери морской богини; Сасрыква женится на дочери божества Аерга; по одному варианту, жена Сосруко — дочь Тлепша; Села Сата (ингуш.) рождена нарт-орстхойской девушкой от бога Селы (Сивы). Природа образов некоторых Нартов связана, по-видимому, с солярными мифами. Сослан женат на дочери солнца, с помощью солнца, солнечных лучей сокрушает своих врагов; гибнет от солнечного божества. Подобно солнечному сиянию, излучают свет рука Адиюх — жены одного из Нартов, тело (грудь) нартской красавицы Акуанды (адыг.), мизинец жены Сасрыквы. Вероятно, солярного происхождения образ Сосруко, а по мнению некоторых исследователей, — и Сатаней-Гуаши. В адыгских и осетинских сказаниях об Ашамазе и Ацамазе, возрождающих природу, о Сосруко, продолжающем жить под землёй и каждой весной стремящемся вырваться на поверхность, прослеживается связь с календарными мифами.
То есть мы видим полную идиллию в сосуществовании Богов и Нартов. Но далее в осетинском и адыгском эпосах происходит невероятное. Перед Нартами Боги ставят выбор между бесславным существованием и посмертной вечной славой, и нарты отдают предпочтение славе. А вот в чечено-ингушских сказаниях — несколько другие версии исчезновения Нартов. В большинстве из них они гибнут, выпив расплавленную медь, но мотивировка этого поступка в них различна: раскаяние чеченских Нартов в своих злодеяниях; кара богов, обрекших их за разбой на голодную смерть, в отдельных версиях — семилетний неурожай (приближается к семитским преданиям). В одной из версий чеченских Нартов истребил голод, который наслал на них бог за их дерзкую попытку оживить убитого Хамчи Патарза (Хамчи Патрижа). А в абхазской версии говорится лишь о гибели главного героя Сасрыквы. Но почему же Боги в адыгских и осетинских сказаниях все таки отвернулись от Нартов.
Чтобы понять это обратимся к сведениям из славяно-арийских Вед. Оказывается, что наша вселенная после очередной из космических битв (Асс) была разделена рубежом проходящим через миры Яви на Темные и Светлые миры. И вот галактика, в которой находится наша солнечная система с Мидгард-землей (наша планета), расположена рядом с этим рубежом. Галактика вращается и периодически часть Земель-планет попадает в зону влияния темных сил. Поэтому, живя в хороших отношениях со светлыми Богами и роднясь сними, наши предки нарты не смогли поладить с темными Богами, когда планета земля попала в их зону влияния. Они не захотели стать рабами божьими и Темные Боги (Яхве, Иегова, Саваоф) решили уничтожить светлых богатырей. Эта информация из Вед подтверждается и в знаменитом сказе про «Еруслана» действия которого разворачиваются именно на Северном Кавказе. В этом сказе то же говорится, что богатыри (нарты), которых олицетворяет Росланбей, потерпели поражение от пришельцев из миров Пекла, из-за лжи которую те применили против них. Но Росланбей отдав жизнь, смог с помощью брата Черномора передать свой меч возмездия Еруслану (олицетворяет в сказе людей потомков Нартов), чтобы он восстановил им справедливость и Еруслан покарал им врагов. Но прошли тысячелетия и уже потомки Еруслана, опять попались на ложь темных Богов, и стали сегодня рабами Бога Яхве (Саваофа, Иеговы, Элохима и т.д.). Так давайте нашим современникам напомним еще раз, о наследии наших предков, если у них такая короткая память:
«…Хоть Дэвы (Ваны) войны с Нартами (Ассами) вели,
Но уничтожить Нартов не могли.
Ни голодом, ни холодом, ни мором.
Прогнали нарты сих врагов с позором.
Ведь Дэвов мести нарты не боялись
И с бесами не очень то считались…»
(Нарты говорят): «…А Дэв на Небе, не последний небожитель,
он злобных козней – друг и покровитель,
считаем Дэва первым мы злодеем.
И коль в бою его не одолеем,
и не отгоним за Небес пределы
то будет снова запускать в нас стрелы,
Покоя в жизни он ведь нам не даст,
и весь народ проклятью предаст…»
«…Мы победили на земле врагов,
Не побоимся и самой Тьмы Богов!
В былые дни с Богами жили дружно,
но час настал (Земля попала в зону тьмы), и нам решится нужно.
Должны откинуть мы нелепый страх,
Сражаться будем в темных областях»
Дзевы-девы говорят темному богу Яхве на нартов: «…Они убили самого Бальсага ……
Они (нарты) подняли брёвна косяков,
Чтоб не на миг не наклонять голов,
Чтоб никогда на собственном пороге,
Не появилась даже мысль о Яхве Боге……
Тебя ж, они врагом считают главным
и страх, забыв, грозят концом бесславным»
Бог Яхве говорит нартам: «Сыны земные, вы по моему забыли,
Что сильные от света вы ведь были
Дауагов, зедов на смерть вы побили,
Но ныне, времена другие наступили
владычит тьма, и я один тут Бог»
(Нарты в ответ) «…Но в трудный час ты нам ведь не помог,
Зато всегда поддерживал Врагов (Цвергов)…»
А нам болезни посылал и мор?»
«Тебе не будем больше мы молиться
За силы света мы должны с тобой сразится.
Как равные, мы говорим с тобой
и вызываем на открытый бой»
Бог Яхве: «Уж если я сломаю нартское упорство,
То после них оставлю жалкое потомство
Рабами будут люди мне служить
И жизнь пустую на земле влачить».
(Нарты) «Чем в рабстве жить, и тот позор влачить,
Уж лучше нам тогда погибнуть вместе.
Мы нартовской не опозорим чести,
Мы не хотим ничтожного потомства
Идти готовы на единоборство».
«…Что делать нам? Ответили мы сами,
Когда на битву мы пошли с чертями:
Чем в рабстве жить нам и позор терпеть
Уж лучше всем со славой умереть!»
(большинство нартов погибает, а оставшиеся в живых герои все равно не становятся на колени, в отличии от ныне живущих)