Обрядовый огонь в странах зарубежной Европы.
Опубликовал: Категория: История-культура-политикаВ календарной обрядности народов зарубежной Европы очень явственно прослеживаются следы религиозного восприятия огня, т.е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. Ритуальные огни присутствуют практически в каждом календарном празднике. Однако нигде нет ритуала собственно «огненного», везде и всегда обряды, связанные с огнем, сочетаются с другими ритуальными символами: вода, зелень, производные от огня ( головни, пепел, угли) – все это вместе с заклинаниями, верой в духов, с актами христианской литургии и т.д. собирается в один комплекс, усложненный многими временными напластованиями.
Наиболее распространенный и по всей вероятности наиболее древний вид ритуального огня — костер. Он фигурирует во всех календарных обрядах европейских народов. Костры возжигались в дни зимнего и летнего солнцеворота, осеннего и зимнего равноденствия, ими отмечались даты, открывающие год: например, 1 ноября – новый год древних кельтов, 1 мая – начало летного сезона. Очень характерны ритуальные огни для карнавала (масленицы) и для различных дат предпасхального поста. В современной обрядности празднования этих дней передвинулись на ближайшие к ним праздники христианской церкви.
Главная характерная черта ритуальных костров, — их общественный характер. Костер сооружает и вокруг него собирается определенный коллектив. Здесь нет хозяев и гостей, здесь все равны и в равной мере веселятся.
Вторая характерная особенность «огненных» обрядов – вера в сверхъестественную благодатную силу пламени. От костров ждут многое, прежде всего – хорошего урожая хлеба. Наблюдая, ярок ли костер, и в какую сторону стелется дым, старались определить виды на урожай. Важно было прикоснуться к пламени костра. Отсюда, очевидно и произошел обычай перепрыгивать через костер. Люди, стараясь наиболее понятым образом объяснить этот старинный обычай, дают ему множество обоснований, порой самых неожиданных: чтобы уродился тот или иной вид зерновых, чтобы лен и конопля выросли высокими, чтобы прыгающий человек был здоров; молодые люди парами прыгали через огонь, стараясь не разжать рук: предполагалось, что их свадьба непременно состоится. « Чтобы не болела поясница в страдную пору», — говорили французы, прыгая через костры Иванова дня; по мнению болгар, костры, разложенные в заговены, предохраняют летом от блох и других насекомых. Огню ( дыму) ритуального костра приписывали целительные свойства. Больных подносили к дыму костра, в надежде на исцеление. Через дым проводили скот, чтобы он был здоров.
Примечательно отношение к производным костра – пеплу, угольям, головням: их считали чудодейственными предметами, разносили по пашням, садам, огородам, на золе настаивали воду, которую употребляли в качестве лекарства. Головни костров, а также уголья и пепел считались оберегами от удара молнии.
Итак, кострам приписывали различные благотворные функции: продуцирующие, очистительные, целебные. Ниже мы увидим, что те же функции приписывали и другим ритуальным огням.
Интересный вид ритуальных огней – горящие колеса или диски. Колеса, обмотанные соломой, облитые дегтем смоляные бочки поджигают и спускают с каких либо возвышенных мест, склонов гор и холмов. Деревянные диски, венки из старых метел, из сухой травы мечут в воздух. Наиболее характерен этот обычай для празднования Иванова дня, ибо горящее колесо символизировало некогда солнечный диск и имело тем самым прямое отношение к солярному культу. Такой же обычай, превратившийся со временем в веселую забаву, выполнялся в дни масленицы ( карнавала), на пасху, в ночь под Новый год, под рождество и в некоторые другие даты. Этот комплекс обрядом был направлен на плодородие полей, вел к бракосочетанию людей, например, в Италии в области Фриули катают под Новый год горящие колеса, выкрикивая сообщения о предстоящих свадьбах.
Широко известный и сохранившийся поныне вид ритуального огня – факел. Первоначально – это головня, вынутая из костра. С выхваченными из огня палками юноши гонялись друг за другом, заставляя девушек и женщин подскакивать повыше ( чтобы высокими уродились посевы). Ритуалы, которые можно отнести к магии плодородия или очистительным или охранительным действиям, совершаются с головнями, взятыми из ритуального костра: например в Белтан ( 1 мая) и Самхейн ( 1 ноября) факелами зажигали новый огонь в жилых домах и очагах. В двадцатом веке во многих календарных обрядах традиционные огни заменялись свечами. Например, в Бельгии и Нидерландах в дни, когда традиция требовала возжигания костров, теперь ограничиваются возжиганием свечей и иллюминацией на улицах городов. Свеча вошла во все ритуалы христианской церкви. Для праздника сретения ( Канделора) свеча стала главным и необходимым атрибутом, поэтому и сам праздник зачастую именуется итальянцами, англичанами, французами, финнами – « день со свечами»; немцами и австрийцами – « Мария со свечами». Процессии со свечами характерны для католических областей Европы, особенно в средние века. Позже этот обряд был оставлен, но кое-где сохранился торжественный обход полей и огородов. В Бельгии устраивались шествия детей. Как и от других ритуальных огней, от свечей ждут помощи в самых разнообразных делах и обстоятельствах: ими благословляют новобрачных, их зажигают во время родов ( и то и другое имеет отношение к культу богоматери), их считали надежным оберегом от грозы и бури. Поэтому они превратились в оберег от всякой нечисти, ведьм, злых чар, от всего дурного; они должны были содействовать наиболее благоприятным условиям сева, помогали побороть болезни людей и домашних животных, наконец, их зажигали у постели умирающего, у гроба покойника. Свечи обязательно фигурируют при поминовении умерших. Возможно, что современный обычай возжжения неугасимого огня на символических могилах Неизвестного солдата берет начало от этих древних обычаев.
Особой группой ритуальных огней надо считать те, которые разжигают во время карнавала ( масленицы) у всех без исключения народов Европы. Карнавал – это сложный комплекс обрядов, выполняемых перед великим постом. Тут и перепрыгивания через костер ( почти повсеместное и почти обязательное), и окуривание дымом, и отношение к частям костров, как к предметам, наделенным магической силой. Но самое главное в карнавальном действии – это уничтожение символической фигуры карнавала ( зима, реже смерть). Естественно предположить, что данная группа обрядов направлена на увеличение плодоносящей силы. Уничтожение символических фигур производили и в другие календарные даты: в Испании и Португалии во время рождественских праздников сжигали чучела Старика и Старухи; в Англии сожжению подлежал Старый год ( гротескная фигура из соломы); 1 ноября в Шотландии приговаривали к сожжению «ведьму», у поляков на страстной неделе сгорал « Иуда»; в некоторых местностях на костер отправляли тряпичные куклы, изображавшие нелюбимых государственных деятелей.
При рассмотрении обычаев возжжения костров и перепрыгивания через них, особенно подчеркивается их функция отпугивания нечистых сил. И эта мысль не лишена основания. В старину верили, что злая сила расхаживает по земле в дни солнцеворота. Периоды солнечных дат считались опасными. Чтобы спастись от нечистых сил, дома окуривали дымом, ладаном, кропили святой водой, зажигали огонь древним способом – высеканием. Кстати, некоторые ученые считают, что крест ( фигура очень распространенная в орнаментике и символике) – это изображение орудия для добывания огня трением: искра появлялась на перекрестии двух кусков дерева. Полагают, что именно поэтому крест стал символом света и жизни.
Как видим, в каждом из предложенных наукой толкований огненных обрядов можно найти рациональное зерно. Для продуктивного изучения роли и места огня в календарной обрядности надо принимать во внимание два основных принципиальных момента: 1 – многофункциональность календарных праздников, 2 – изменение их содержания и формы, а также отношения к ним на протяжении всего времени их существования. Традиции никогда не остаются неизменными.
Источник информации — книга » Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев.»
Источник
26 июля, 2019 - 9:58 дп
Обряд с огнем
26 ноября, 2020 - 1:31 пп
Огонь очень важен в обрядах
31 мая, 2021 - 9:37 дп
Огонь это очистительное средство