Велемудр » Blog Archive » Золотая симфония украинской Пикторали

Золотая симфония украинской Пикторали

Опубликовал: welemudr     Категория: История-культура-политика

Золотая симфония украинской Пикторали

21 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, украинским археологом Борисом Мозолевским была найдена золотая пиктораль — нагрудное украшение скифского царя IV века до Р. Х. — весом в 1150 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы

Тридцать лет археологической находке, которую считают одной из главных в ХХ веке, даже важнее сокровищ Тутанхамона!

Степная Украина… Ее просторы с холмами-курганами воспеты классиками литературы. Н. Гоголем и В. Стусом, Т. Шевченко и Л. Украинкой…

Кто хоть раз повидал этот неповторимый край, — спокойный и загадочный, напоенный ароматами трав, убаюканный вечными, как сама Земля, ветрами, — не забудет его никогда.

«В южных степях каждый курган кажется молчаливым памятником какой-нибудь поэтической были», писал российский гость Иван Бунин — и был совершенно прав. «Могилы», разбросанные по степи, овеяны бесчисленными преданиями…

Украинские народные легенды говорят о том, как запорожские казаки шапками насыпали могильные холмы над усопшими побратимами. На самом деле, первые курганы выросли над степным горизонтом за много тысяч лет до появления Запорожского казачества

Их оставили кочевники, пришедшие из-за Итиля и Дона в III тыс. до Р. Х. Мы не знаем, как называли себя эти первобытные скотоводы, охотники и воины, только начинавшие использовать металл, ковкую медь, пишет журнал Вокруг света (с небольшими изменениями и дополнениями)…

Золотая симфония украинской Пикторали

Пиктораль. Ажурное нагрудное царское украшение из четырех жгутов с изображениями животных и растений, 207 г.

Владыки степной Скифии

Но минуло два тысячелетия, и в наших степях появился народ, чье имя сохранилось на страницах истории. То были таинственные киммерийцы, успевшие стяжать грозную славу набегами на страны Ближнего Востока.

Некоторое время они владели гигантским степным «коридором» между Центральной Азией и Восточной Европой, — но оказались слабее новых завоевателей. Киммерийцев потеснили племена, называвшие себя сколотами.

Золотая симфония украинской Пикторали

Флакон. Золотая емкость для хранения ароматических масел, украшенная сердоликом и зернью, 50 г, III в. до Р.Х.

Впрочем, в историю они вошли под именем, которое дали воинственным кочевникам их соседи, причерноморские греки. Под именем скифов.

Владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, скрывающие под своими куполами гробницы самых могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов…

«Отец истории» Геродот, посетивший Скифское царство в пору его расцвета, в V веке до Р. Х., очевидно, был свидетелем мрачного и пышного ритуала погребения усопших властителей. Цари уходили в мир иной со свитой из умерщвленных на могиле жен, слуг, коней.

С ними хоронили оружие, драгоценности, посуду и массу бытовых предметов, которые должны были служить хозяевам в загробье.

Вопреки сомнениям многих ученых прошлого, эпохальные археологические открытия ХІХ-ХХ веков доказали, что греческий историк ничего не выдумал и не преувеличил. Уже первые раскопки царского кургана Куль-Оба близ Керчи в 1830 г. подарили миру шедевры ювелирного искусства — работы греческих ювелиров, выполненные по заказам скифских царей: великолепную вазу со сценами кочевого быта, серьги с головой богини Афины и много иных сокровищ…

Были потом другие клады… Но, пожалуй, величайшая находка подобного рода произошла ровно тридцать лет назад — летом 1971 года. Та, которую так и не переплюнул прошлый, двадцатый век. Та, что обессмертила имя археолога и поэта Бориса Мозолевского.

Відгуло, відпалало нестерпно,
Тільки золото сонцем сія…
Сизим свистом над синім степом
Славить вітер скіфське ім’я.

Звездный час пришел к ученому внезапно. Мозолевский не имел тогда ни степеней, ни званий; был внештатным сотрудником Института археологии АН УССР. Он добровольно согласился возглавить раскопки кургана Толстая Могила — по мнению коллег, бесперспективного. Громадный холм высился на территории горнорудного комбината в Днепропетровской области, изрядно мешая хозяевам комбината, — они и настояли на раскопках…

Мела февральская поземка, когда Борис взялся за дело. Он был романтиком и верил в чудеса…

Золотая симфония украинской Пикторали

Серьги. С одной стороны голова коня, с другой — барана, 85 г, II в. до Р.Х., золото

Бешеный поединок с курганом

Позднее Мозолевский писал: «Передо мной стояла гора, которая двадцать три столетия немо берегла свои тайны; гора, под которой лежали древние владыки… Начался тяжкий и неравный поединок с вечностью.

Две недели подряд я поднимался в 5.30 и по 16 часов ежедневно, без отдыха и выходных, всматривался в землю…»

Рядом с именем великого археолога стоит вспомнить имя доброго гения экспедиции, директора комбината, Григория Середы. Он дал бульдозеры и другие мощные машины. Раскопки подвигались быстро.

Но люди выдерживали с трудом: задубевшие от мороза, полуоглохшие от рева машин, «мертвые падали в кровать, чтобы завтра снова продолжить этот бешеный поединок с курганом».

Первой значительной находкой стали прекрасные украшения повозки и погребальной конской упряжи: бронзовые ажурные навершия, звоночки-колокольчики, около двухсот узорных блях… «Наверху» поняли, что Толстая Могила стоит усилий. Сформировали полноценную экспедицию, и с конца апреля работы развернулись по-настоящему.

Под восьмиметровой насыпью копателей ждали богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями погребения скифской царицы и мальчика, вероятно, ее сына, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников была осыпана драгоценностями.

Царица лежала в платье, целиком расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных. Ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигурками львов. Высокая шапка также была покрыта золотыми пластинами… Сказка!

Главная камера, место погребения самого царя, увы, оказалась разграбленной. Но при входе в нее археологи, уже завершая свой дневной труд, нашли тайник, не замеченный грабителями.

Предоставим слово Мозолевскому: «Я расчищал густой глиняный наплыв, покрывавший пол, и почувствовал, как что-то царапнуло палец. Сердце отчаянно екнуло. Осторожно отвернув глину, я увидел, как блеснуло золото, и каким-то неведомым чувством понял, что это именно оно…»

21 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, Борисом Мозолевским была найдена золотая пектораль — нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. — весом в 1150 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы.

Необычайное творение греческого мастера (по заказу скифов и на скифский мифологический сюжет) сразу возглавило список ювелирных шедевров, обнаруженных за полтора века исследований курганов Украины, Кубани и других регионов скифской культуры.

Ничего подобного никогда не было найдено! Пектораль состоит из четырех изящно завитых полых трубок, они составляют каркас изделия. На концах — крошечные литые головки львов. Львы держат в пастях кольца для шнурка, с помощью которого царь вешал украшение на шею.

Трехъярусное строение пекторали, надо полагать, отражает представление скифов о Вселенной. Внизу — борьба коней с фантастическими грифонами, дикие звери: возможно, это образ мира стихий, дикой природы, мира, чьи корни уходят в подземное царство, во владения мертвых… Средний ярус заполнен большими, украшенными голубой эмалью цветками, изображениями ветвей и птиц.

Он может символизировать древо жизни, атрибут скифской богини-матери Табити. Верхний, основной ярус занят невероятно выразительными, «документальными» сценами жизни кочевья. Два полуобнаженных бородача, отложив колчаны с луками, шьют одежду из бараньей шкуры; рядом молодой скиф доит овцу, ходят лошади и коровы, взлетают птицы…

Считают, что это не просто бытовые зарисовки, а образ высшего мира, где празднуют торжественный новогодний обряд. И не простые скифы возятся с овчиной, а два легендарных царя в «раю» шьют магическое одеяние из золотого руна…

Золотая симфония украинской Пикторали

Браслет с геммой. Золотое изделие весом 68 г, на камне изображена женщина с лицом восточного типа, III в. до Р.Х.

О смысле изображений пикторали…

Не Золотое ли Руно Украинская Пектораль, за которым плавали аргонавты?..

Вся композиция, безусловно, имеет религиозное значение. Три мира — корни, ствол и крона Мирового Древа, они же царства мертвецов, живых людей и высших, божественных существ — были основой космогонии славян-язычников.

Борьба сил Космоса с подземными чудовищами, олицетворяющими Хаос, завершается победой и торжествами в честь установления гармонии.

Впрочем, такая трактовка — не единственная. О смысле изображений на пекторали спорят уже три десятка лет…

Больше можно сказать о безымянном авторе золотого чуда. Он, возможно, был причерноморским эллином — потомком переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VI вв. до н. э.

Отлично владел всеми (подчас загадочными для нас) тонкостями античного ювелирного искусства — и не хуже знал жизнь, обычаи, верования соседей-скифов…

Лица людей на пекторали весьма индивидуальны. Не исключено, что это портреты заказчиков. По заключению антропологов, изучавших останки царя из Толстой Могилы, этот еще не старый человек был тяжело болен. На лице одного из бородачей — следы заболевания…

Вообще, точна и совершенна каждая золотая скульптурка, — и, очевидно, изваяна с натуры. Даже амфора, куда собирает молоко юный дояр, вполне конкретна. Такие сосуды изготовляли только в Крыму…

Недаром Борис Мозолевский назвал пектораль «развернутой симфонией о жизни и представлениях скифского общества». А всего из Толстой Могилы было извлечено около 4,5 килограммов уникальных золотых изделий. Но это — не самая большая из степных пирамид.

Ведь в Скифии — отнюдь не едином государстве — была целая иерархия царей! Куда более грандиозные курганы еще ждут своих первооткрывателей…

А может быть, это карта с указанием сокровищницы скифских царей?

Из книги Геродота известно, что места, где похоронены первые скифские цари, были окружены тайной. Загадочный, расположенный неведомо, где священный некрополь называли Геррами.

Сокровища, скрытые там, в самых древних курганах, были воистину несметными. В Геррах скифы прятали также золото и драгоценности, принесенные из больших военных походов.

Любого неприятеля, вторгшегося в Скифию, тщательно уводили от золотого сердца страны. Клады, лежащие в Геррах, должно быть, намного превосходят богатейшую казну царя Трои, Приама, которую раскопал счастливец Генрих Шлиман, руководствуясь стихами Гомеровой «Илиады»…

Курганы, раскопанные в прошлом и позапрошлом веках, — поздние. Их стала возводить возле мест своего проживания скифская знать, когда государство уже распадалось. И клады в них не столь велики. Но вот если бы найти Герры…

Есть мнение, что на знаменитой пекторали Мозолевского запечатлена символическая карта древних владений скифов («скифского квадрата», по Геродоту), Черное море и прилегающие к нему земли. Хорошо различима линия морского побережья от Босфора до Кавказа. На карте нет Азовского моря; это, вроде бы, свидетельствует против такой гипотезы.

Однажды выяснилось: по данным украинских археологов-подводников, в древности уровень азовских вод был ниже нынешнего на 9-12 метров. Керченский пролив тоже еще не существовал. Фактически, имелось лишь узкое пресноводное озеро Меотида. Так вот, — оно на пекторали есть!..

Главная часть карты — «золотое руно» в руках двух царей, вероятно, потомков легендарного Скифа, Пала и Напа. Если перевернуть пектораль нижним, выпуклым краем кверху (а именно таким предстает украшение, когда его поднимают с груди к глазам), на овечьей шкуре можно увидеть Крымский полуостров, характерные очертания юга Украины! А рука того царя, что стоит на коленях слева, — Пала? — указывает точку в окрестностях украинского Мелитополя…

Очевидно, вся эта географическая премудрость 2500 лет назад была понятна только специально обученным особам, жрецам, царям, военачальникам… Властелин всегда носил с собой схему своих владений!

Выпуклости на пекторали обозначают горы и возвышения, глубокие линии — реки. Я разобрал в золотом плетении части территорий теперешних Молдовы, Грузии, России, Румынии, Болгарии, Турции…

Что же такое, особо важное, выделено указательным пальцем царя Пала? Неужели Герры?! Интересно, что рядом с Мелитополем протекает река Молочная , — а ее в древности называли Геррас…

Золотая симфония украинской Пикторали

Гордость Украины. Царская пектораль, найденная в 1971 году Борисом Мозолевским в кургане Толстая Могила, 1160 г., ІV в. до Р.Х.

Будущее покажет

Сейчас же могу сказать лишь одно: исследователи из Мелитополя с помощью биолокации и других методов еще в 1992-1993 гг. обнаружили возле своего города большие подземные пустоты строгих геометрических очертаний.

Начал эти работы ныне покойный Валентин Супперт. Как будто просматриваются прямоугольные залы, коридоры… «Лозоходцы» сообщают о наличии в этих местах под землей больших масс металла.

Может быть, стоило бы направить под Мелитополь солидную археологическую экспедицию, оснащенную металлоискателями, георадарами типа «Грот», другой современной аппаратурой?

А заодно изучить космические снимки местности (они наверняка есть, например, у военных)? Не мешало бы подвергнуть анализу с помощью компьютера и все изображения на пекторали, сравнить их с самыми точными, подробными картами…

И еще. Я бы не советовал беспокоиться по поводу мелитопольских подземелий всем любителям, в том числе «черным археологам».

Глубина там достигает 15 метров, и раскопки очень опасны, — рядом река. Кроме того, скифы предупреждали: не повезет тем, кто с корыстной целью посягнет на священную царскую сокровищницу, на могилы основателей державы! Страшная их постигнет судьба…

*****
Знаменитая Золотая Скифская Пектораль находится в коллекции музея Исторических драгоценностей Украины.

Музей расположен на исторической территории Киево-Печерской Лавры, и в его основном фонде насчитывается 56 тыс. экспонатов — предметов археологии и декоративного искусства из драгоценных металлов. В нем выделяется уникальная коллекция «скифского золота» из раскопок курганов — погребальных памятников скифов, кочевого народа, который в XVII- III ст. до Р. Х. господствовал на степных просторах современной Украины.

Латинское слово «пекторалис» означает «нагрудный». Однако не каждое нагрудное украшение называли пекторалью, а только то, которое были вправе носить цари и высочайшие сановники древнего мира.

Золотая Пектораль является шедевром ювелирного искусства древних мастеров. Сложность компоновки фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

О смысле изображений на Пекторали ученые спорят уже много лет.

Существуют мнение, что трехъярусное строение Пекторали отражает представление скифов о Вселенной, по мнению некоторых исследователей – карту владений скифов или скифский календарь.

Участие инопланетян при строительстве Каменной Могилы и Гитлер

Удивительные загадки мелитопольских валунов

Легендарная Каменная Могила. Десять минут от Мелитополя. Фантастическое нагромождение огромных валунов. Выглядит намного круче, чем статуи с острова Пасхи и даже знаменитый город инков Мачу-Пикчу, пишут «Вечерние вести». Ни один ученый в мире не дал хоть мало-мальски приемлемую версию: откуда это взялось в степях Украины?..

Известно высказывание легендарного батьки Махно — «Эх, в поле застава — не мы ее поставили, а жаль…» (из воспоминаний).

Золотая симфония украинской Пикторали

Гребень. Изделие очень похоже на гребень из кургана Солоха, находящийся в экспозиции Эрмитажа в Петербурге. Работа грубее, чем у того гребня

Отсюда пошел человек… и здесь же найдена Золотая Пектораль

Этот доисторический памятник экстрасенсы чувствуют благодаря исходящему потоку светлой энергии. Его также фиксируют спутники. Поэтому энергетика песчаного останца высотой с пятиэтажный дом издавна привлекала людей. Это сейчас там можно прочитать «Здесь был Вася». А десять тысяч лет назад здесь оставляли свои знаки и послания первобытные люди.
Осмотрите Каменную Могилу — что бросается в глаза в первую очередь? Правильно, таинственные надписи.

Эти петроглифы впервые зарисовал в начале 1887 года петербургский профессор Н. Веселовский. А разобрался в них как следует археолог Отто Бадер в 1950 году. Судя по изображениям мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и львов, люди посещали Каменную Могилу еще 14 тысяч лет назад!

Но Бадер разглядел в петроглифах еще и… штрихи таинственной шумерской письменности! Настолько они были похожи на клинописные знаки из учебника немецкого археолога Арно Пебеля «Основы шумерской грамматики» (1923 г.).

Нацисты что-то знали!

Известно, что Гитлер, собираясь напасть на мир, благословил и снабдил целые орды ученых, которые должны были найти магическое обоснование силы нацистов. Они копались по всему земному шару, начиная от египетских пирамид и заканчивая некрополями Нибелунгов.

Поэтому не случайно в годы оккупации Украины неожиданный интерес к Каменной Могиле проявил курировавший нацистский институт «Аненэрбе» («Наследие предков») рейхсфюрер СС Гиммлер. Он рассматривал Каменную Могилу как древнейший сакральный памятник… ариев.

Вот почему, когда осенью 1941 года вермахт захватил Мелитополь, сюда прибыли эксперты «Аненэрбе», организовавшие в 1942–43 гг. раскопки Каменной Могилы. Результаты исследований не опубликованы до сих пор.

Известно лишь, что в гроте Собаки немецким экспертам удалось прочитать 40 «протошумерских надписей». Именно их украинский ученый А.Г. Кифишин в своем труде «Древнее святилище. Каменная Могила. Попытка дешифровки протошумерского архива» (Киев. 2002 г.) датирует 6200 годом до Р.Х. А поскольку «история начинается с шумеров», то археологи согласны с мнением Кифишина, что в конце IV тысячелетия до Р.Х. шумеры ушли с Нижнего Поднепровья в Месопотамию, а им на смену пришли… трипольцы.

Но что самое интересное в преданиях шумеров — там говорится, что их легендарный исход состоялся после того, как на их историческую родину «спустились с небес боги на небесной колеснице». Они пришли с культурной миссией в районе Каменной Могилы. И обучили протошумеров писать, возделывать поля и строить.

Космонавт Леонов видел пришельцев?

Как раз VI тысячелетием до Р.Х. датируется техногенный рисунок на плите №37 Каменной Могилы (туристам ее показывают) — цилиндр с закругленным верхом и заостренным низом, стоящий на трех опорах и состоящий из нескольких секций, две из которых имеют иллюминаторы. Форменный космолет из прошлого, иного объяснения ученые не находят.

А спустя 8 тысяч лет (!) советский космонавт А. Леонов нарисовал в 1965 году картину «Впереди — Луна» с точно таким же закругленным сверху цилиндрическим аппаратом на трех опорах, совершающим посадку на поверхность естественного спутника Земли. С теми же составными секциями и иллюминаторами.

Сходство тем более поразительно, что на картине струи тормозных двигателей аппарата разбрасывают в стороны грунт. А по обе стороны «леоновского треножника» изображены те же следы, что на рисунке №37! Откуда такое невероятное совпадение?

Если бы петроглиф такого вида был один, его еще можно было списать на воображение первобытного художника (или на фантазию космонавта).

Но как расценивать композицию с НЛО более позднего времени — III тысячелетия до Р.Х. — из грота №7 Каменной Могилы?

Здесь вырезана ладья, над которой в небе парит… веретенообразный объект. Причем не какое-нибудь там облако — древний резчик постарался выполнить трудоемкую работу, заштриховав фон, дабы показать настоящую массивность корпуса НЛО. А на корпусе выгравировал изогнутую линию как символ движения. В результате чего объект напоминает «взлетающий факел».

НЛО есть. Доказано!

Случайно ли, что именно о таком НЛО писал в своей «Естественной истории» древнеримский ученый Плиний Старший (23–79 гг.): «в 66 году до Р.Х. в консульство Гнея Октавия и Гая Светония, была замечена падающая звезда. Которая при падении возрастала в размерах и, достигнув величины Луны (!), рассеялась в нечто вроде светлого облака, а затем, превратившись в факел, вернулась на небо. Это явление наблюдалось проконсулом Силеном и всей его свитой».

Не менее любопытно изображение на плите №19 Каменной Могилы. Компьютерная обработка петроглифа современными учеными выявила уникальный летательный аппарат — «дисколет» с такими техническими деталями, каким позавидовали бы современные НАСА и прочие космические монстры. Причем все тонкости аппарата нарисованы подробно!

Кстати, рисунок на пресловутой плите №37, где НЛО изображен на фоне самой Каменной Могилы, до мелочей напоминает древнейший китайский иероглиф «Жилище сына неба». Реликтовые письмена Поднебесной сохранили рисунок — ракету, стоящую на холме, как на взлетной площадке…

Кстати, подделка, инсинуации в этом случае полностью исключены международными научными экспертизами.

Золотая симфония украинской Пикторали

Украине завещали сверхмощные технологии

В пользу инопланетного происхождения Каменной Могилы убеждает и тот факт, что шумерам и китайцам историки приписывают приоритет изобретения колеса, искусства делать лодки и музыкальные инструменты, рыть колодцы и возводить оборонительные стены.

Удивительно, но шумерские жрецы неоднократно направляли экспедиции к нашей Каменной Могиле. Последний раз — в 2517 году до Р.Х. согласно расшифровке знаменитого шумеролога Кифишина.

А около 2600 года до Р.Х. легендарный «цивилизатор» древних китайцев, согласно даосскому канону, покинул их навсегда на своем «драконе», превратившись опять в звезду Сяньюань (созвездие Льва). То есть оба события произошли практически одновременно!

Не потому ли только у шумеров и древних китайцев была так развита астрономическая традиция, что с нею их ознакомили «боги с небес»?

Шумерам были известны даже сравнительные размеры планет, а также вид и цвет их атмосферы из космоса! Не говоря уже о виде Земли с орбиты! И когда в декабре 1973 года НАСА США готовилось получить информацию с космического зонда «Пионер-10» о Юпитере, исследователь шумерской культуры Захарий Ситчин передал НАСА соответствующие описания Юпитера и других «внешних» планет шумерами. И эти сведения подтвердились!!!

Откуда же такую информацию не знавшие телескопа шумеры могли узнать, как не от экипажей НЛО, изображения которых столь старательно высекались на стенах Каменной Могилы на протяжении трех тысяч лет?

А может быть, нам, украинцам, стоит внимательнее отнестись к наследию прошлого. Возможно там, в Каменной Могиле, хранятся послания, которые позволят Украине стать самой высокоразвитой и процветающей страной на Земле?

Золотая симфония украинской Пикторали

Ремень. Плетеный золотой пояс греческой работы, который украшал туловище стройного молодого человека, 1177 г., IV в.до Р.Х.

Атлантида в степях?

Главная загадка наскальных надписей в Каменной Могиле состоит не в том, с какой целью, а когда и кем они были нанесены, в особенности трезубец. Еще Платон упоминал об атлантах — жителях затонувшего континента Атлантиды. Он называл их «детьми Посейдона». А символом Посейдона, как известно, был именно трезубец. Возможно, после гибели Атлантиды часть ее обитателей сумела спастись и поселилась на необжитых, но плодородных приазовских землях? Да и название праславян — анты дает лишний повод задуматься о нашем с вами происхождении…

Справка

Заповедник «Каменная Могила» основан 12 февраля 1986 года как особенная природоохранная и историческая территория республиканского значения. Его площадь составляет 15 га. Среди степной равнины возвышаются каменные напластования фантастической, какой-то инопланетной красоты. Сегодня на Земле, пожалуй, нет более древнего памятника культуры истории развития человечества, чем Каменная Могила — ему более 12 миллионов лет!

Золото скифов

Тайна золотой сокровищницы первых скифских царей будоражит умы людей со времен античности…

Хранители Пекторали

Украинцы чаще и более других народов имеют возможность видеть десятки известных и неизвестных шедевров своей праматери — Скифии.

Но такой коллекции золотых изделий скифского времени, собранных на одной выставке, Украина еще не видела.
24 августа, в День Независимости, в музее «Мистецький Арсенал» на улице Мазепы в Киеве открылась выставка под названием «Из глубин», в рамках которой, наряду с уникальными экспонатами государственных музеев, представлена и коллекция «Родовид», состоящая из 21 предмета. Все они в разное время найдены в курганных захоронениях скифского времени ( V—I вв. до Р.Х.) на территории Украины и дожили до наших дней, пройдя через множество рук, — от расхитителей гробниц до частных коллекционеров.

Все эти вещи сейчас зарегистрированы в Министерстве культуры и имеют инвентарные номера. Ни один из этих предметов нельзя ни продать, ни вывезти из Украины (кроме случаев, если они отправляются на выставку). Золото коллекции никогда ранее не экспонировалось в мире — его первый выход состоялся в одной из секций «Арсенала». Все драгоценности, ныне хранящиеся в фондах одного из банков, помещены в пять специальных выставочных конструкций с подсветкой. На стене панно с картой Великой Скифии с Днепром в виде Дракона. Так изображали реку скифы, культура которых оказала огромное влияние на огромные пространства от Греции до Китая.

Коллекция Украины по количеству и качеству предметов Скифских артефактов значительно превосходит и соперничает со скифской коллекцией Эрмитажа и дополняет известную коллекцию Музея исторических драгоценностей Украины, где хранится знаменитая на весь мир Пектораль.

Жемчужиной коллекции «Родовид» является так называемая плоская пектораль— нагрудное украшение скифского царя, которое всего на 24 грамма легче знаменитой пекторали Мозолевского, найденной в 1971 г. в кургане Толстая Могила под Орджоникидзе. По мнению специалистов, эта пектораль может быть из кургана Куль-Оба близ Керчи. Историки считают, что она могла быть украдена у археологической экспедиции французского ученого Поля Дюбрюкса во время нападения грабителей в 1830 году. О возможном родстве, по мнению специалистов, говорит близость изображений скифов на пекторали к изображениям на знаменитой чаше из кургана Куль-Оба, хранящейся в Эрмитаже. В целом же плоская пектораль нуждается в дальнейшем изучении, поскольку золотые изделия с изображениями, выполненными на пластинах, — большая редкость среди находок того времени, пишет Сегодня .

ОНИ ДАЛИ ИМЯ ДНЕПРУ

Скифы и родственные им народы, по данным украинской исторической науки, владели большей частью украинской земли около 1500 лет, начиная с I тысячелетия до Р.Х. Власть скифских царей к IV веку до Р.Х. распространялась на земли от Северного Причерноморья и Придунавья до прикаспийских степей. Некоторые ученые современности считают, что союзы скифских племен контролировали всю Великую евразийскую степь, которая простирается от Украины до Дальнего Востока.

Скифы, или, как они сами себя именовали, сколоты, оставили в украинском языке слова «шаровары» (так скифы называли свои брюки), «собака» и «Днепр». Одни историки считают их ираноязычным народом, пришедшим из Азии, другие — собственно коренным населением причерноморских степей. Скифы впервые в истории человечества освоили верховую езду в такой степени, что она позволила им создать конное войско. Скифы создали караванную торговлю, которая еще до рождества Христова связала Грецию, Китай и Индию многочисленными путями. Торговля позволила вождям сосредоточить в своих руках несметные богатства, на которые нередко посягали соседние империи, — греки, римляне, персы и китайцы. Причем, как пишет американский историк Деб Беннетт в своей монографии «Завоеватели. Новое конное братство», имперские историки в своих записях объявляли, что на них напали кочевники, хотя агрессорами были сами.

Истину в вопросе, кто нападал, а кто защищался, вряд ли удастся установить — скифы не имели письменности. До нас дошли только фрагменты мифологии и религиозных представлений, а также курганы — особые насыпные захоронения, которых только на украинской земле десятки тысяч, из которых около 80 археологи выделяют как царские. В основном они расположены в Запорожской, Днепропетровской, Кировоградской и Херсонской областях, местности Герры, куда все скифские роды везли хоронить царей. Часть — в Крыму, в окрестностях Керчи. Самые известные — курганы Чертомлык, Солоха, Александропольский и Мельгуновский курганы, находки из которых хранятся в Эрмитаже, и Толстая Могила, где найдена знаменитая пектораль. Они отличаются своей высотой (до 18 метров) и диаметром (до 120 м).

СКИФСКАЯ МИСТЕРИЯ СМЕРТИ

«Жизнь скифского царя была бесконечным спектаклем, в котором традиция заставляла его играть роль божества. Таким же спектаклем были его смерть и похороны. Смерть царя приравнивалась к гибели Вселенной», — писал знаменитый украинский историк и археолог Борис Мозолевский. Скифы устраивали погребения с тем расчетом, чтобы умерший не знал ни в чем недостатка. Курган — это не просто холм, а сложное сооружение, в котором запечатлены представления скифов о трех мирах — подземном, земном и небесном. Сама насыпь — это земной мир, а каменная баба на вершине — символ вечности. Усыпальница со множеством даров и трупами жертвенных животных, а иногда и людей, пожелавших уйти из мира вместе с царем, — потусторонний мир.

Некоторые курганы хранили до 20 кг золотых изделий, в основном это бляшки в виде животных, нашитые на царские одежды.

Золотая симфония украинской Пикторали

Еще одна прелестная пектораль из сердца Украины

СПОРНЫЕ ИНСИНУАЦИИ вокруг ЗОЛОТА УКРАИНЫ

Выставку скифского золота пытались оспорить в т. н. научном мире. По мнению некоторых не совсем продвинутых археологов, в коллекции могли оказаться подделки. На самом деле и в музее «Родовид», и в Минкульте рассказали, что спорные вещи были изъяты из незаконного оборота.

«Теперь это зарегистрированная госколлекция. Каждый экспонат на учете в Минкульте», — рассказали «Сегодня» в музее. «Коллекционеры часто говорят, что артефакты добыты из курганов очень давно и получены от перекупщиков, но я знаю, что пектораль можно найти и в наши дни, когда черная археология расцвела как никогда», — говорит академик НАНУ Петр Толочко, директор Института археологии. По его мнению, украинские ценности претендуют на то, чтобы войти в золотую коллекцию украинского наследия. В музее не возражают и против дополнительных соответствующих археологических экспертиз: «Мы приглашаем ученых исследовать предметы коллекции, проводить любые экспертизы — нам интересна настоящая история драгоценностей». В музее прогнозируют, что в ближайшие годы количество известных сокровищ Украины увеличится за счет легализации частных коллекций: «Все вытащат из подвалов то, что прятали долгие годы». Так, что инсинуации завистливых псевдо-археологов () беспочвенны.

источник

Loading

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Комментирование закрыто.