О пинежских икотниках веками говорят многое, не самого лучшего, и даже страшного. Нюхча и Сура — два самых странных места на Пинежье. Упоминаются еще в грамотах князя Святослава 1137 года и новгородских летописях как «Сура поганая». Говорят, до сих пор там странные вещи случаются. Особенно в Нюхче — место глухое, не проходное, край области. Веками церковь пыталась выдавить из Пинеги язычество.
Что известно про пинежских «Знающих»?
Вот что говорит пинежская бабка: — А пусть говорят. Я плохого не делаю. Недавно ребенка привозили из Новодвинска, я успокоила, а денег взять не могу. Куда я с ними? А городские удивляются. Они в Архангельске у колдунов каких-то бывали, так с них там за каждую минуту брали плату. «Знающий» так не может делать. Один раз продаст — назад не купит. Они потом пошли, а вечером мужик принес посуду новую. Купил для меня. Это принять можно. Да разве колдовство — ребенка успокоить? Это на Пинеге прошлым веком любая бабка знала. Вот икотников было много, но теперь нет. Ушли.
А вот рассказ одного жителя Архангельска: — Мне , будучи 10 лет от роду, играя,серьёзно повредили левую руку. Одна бабка (которую все в деревне боялись и обходили стороной, и называя чёрная) была первая,которая вправила и заворожила предплечье, и отправив в другую деревню, за 10 вёрст, куда с бабкой мы доехали на попутке.Там второй этап колдовства. По пути домой ещё в одной деревне третий . Бабуля знала всех этих старушек: и родня и знакомые и т.д. …
Короче,более чем на 30лет я забыл о болях в этой руке. Будучи правшой,например гирю в полтора пуда я начинал поднимать с правой руки до последнего,потом переходя на левую-поднимал больше(без отдыха). Да и в борьбе на руках левой было легче бороться. Было,да было до поры до времени-выбил по дурости руку,а может заклятие кончилось…
А это – рассказ второго: — А про пинежских бабушек скажу так — были у меня в детстве серьезные проблемы со здоровьем, так мама меня возила за Емецк в какую-то глухую деревню в бабке, пробыли там неделю вроде, а как домой вернулись — все прошло.
Вроде как и не верю — но факт есть факт.
Бабки и заговоры знают, и лечебный массаж в бане делают, и трудные роды принимают.
А против икоты, этого странного наговора, есть у пинежан свой отворот. Говорят, если взглянет кто искоса – нужно ругнуться, и все обойдется.
Так же икотку, икотницу считают вещей, умеющей прозревать прошлое и будущее, предсказывать, ворожить: «У нас в деревне три икотки; две-те не ворожат, а одна-та сказыват, как ее спрашивают о чем, то о пропаже, то о чем» ; «Когда у меня в муж пропал, ходила к икотке. Она мине сказала, что он живой, и верно ведь».
Откуда здесь странные знающие?
По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Но с XI в. на Пинегу приходят новгородцы. Слухи о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, издавна привлекали новгородских промысловых людей. И, хотя у нас нет точных сведений, но из уст в уста передается молва, что чудь жестоко сопротивлялась им.
Считается, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки «белоглазая чудь» осталась, и потомки их поражают современников странными знаниями.
В новой книге из серии «Северная сказка» «Боги и люди» собраны мифы древнего севера – в них живут и действуют славянские боги и люди. И эти давние полузабытые истории объясняют почему, например, до сих пор качается Карасова гора, место древней битвы.
Покупайте, читайте, наслаждайтесь древними знаниями наших предков.
[center]читайте северные сказки
Источник : http://www.perunica.ru/svoboda/6499-severnye-pinezhskie-kolduny.html