Обряд «Тянуть Коляду на дуба» и традиции ткачества признаны нематериальным культурным наследием Беларуси.
Обряд «Тянуть Коляду на дуба» деревни Новости Березинского района и традиции закладного ткачества красно-белых полотенец деревни Семежево Копыльского района признаны нематериальным культурным наследием Беларуси.
Об этом сообщил заведующий отделом традиционного искусства Минского областного центра народного творчества Виталий Касперович, передает корреспондент БЕЛТА.
Такое решение принято недавно на заседании научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия. Традиционный обряд «Тянуть Коляду на дуба» завершает рождественские гуляния. Его обновили в 1990-х годах и с тех пор проводят ежегодно. Обряд не умирает благодаря местному народному обрядовой коллектива. Собрано множество фото-, видео-, аудиоматериалов.
Начинается действо обычно с украшения Рождество (в зависимости от местных традиций это либо колесо от телеги, на котором располагается сена и горшок с кутьей, либо сноп, или барана). Затем веселая процессия направляется к высокому дереву, на котором участникам обряда надо повесить или посадить Коляду на дуб — от грома и чтобы аисты селились. В некоторых деревнях сохранились обычаи разбивать палками глиняный горшок с кутьей так, чтобы каша разлетелась в разные стороны как можно дальше — к хорошему урожаю. Это жертва природным стихиям и душам предков. В отдельных местностях поджигают сено и таким образом зовут весну.
Традиции залоговой ткачества в деревне Семежево сохранились с давних времен, хотя такая техника была раньше распространена не только в Минской, но и в Гомельской, Могилевской областях. С XIX века другие регионы отошли от этой методики, на Копыльшчыне же она применялась вплоть до 80-х годов XX века. Конечно более 20 образцов, сотканных местными мастерицами вручную. Сейчас традиции продолжают в школе ткачества, которая создана в Семежево по совместному проекту ЕС и ПРООН «Устойчивое развитие на местном уровне».
Ранее в Минской области статус историко-культурной ценности присвоены колядному обряда «Цари» деревни Семежево Копыльского района (он внесен и в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО), коллективом «Глубокие источники» деревни Закальное, «Паваляки» деревни Обчин, «Журавушка» деревни Яминск Любанского района, обряда «Щедрец» деревни Рог Солигорского района. Проводится большая работа по популяризации, исследованию и сохранению фольклорно-этнографической наследия, творческие коллективы развернули концертную деятельность как в районах, области, так и за рубежом.
К 2015 году Список нематериального историко-культурного наследия Беларуси может восполнить также технология плетения поясов деревни Саковщина Воложинского района, народная проза сказочницы Лидии Михайловны Цыбульская из села Могильно Узденского района. Наиболее перспективными для получения статуса историко-культурной ценности в ближайшем будущем являются такие объекты, как «Ланская кадриль» (танец, характерный для деревни Лань Несвижского района), Будславский фестиваль (Мядельский район), обряд вызова дождя (Логойский район) .
Белорусские мастерицы до сих пор умеют пользоваться старинным ткацким станком
Источник
7 декабря, 2020 - 2:23 пп
Вот это интересный фактор
22 июня, 2021 - 12:30 пп
Традиции проходят через сознание людей
18 июля, 2021 - 9:04 дп
Коляда покровитель многих Родов