Белые рубахи с алой вышивкой, многослойные орнаменты на занавесках-передниках, олени и петухи, деревья и цветы — все это мир русского орнамента. В нем целая вселенная с солнцем и ветром, землей, водой и огнем. В вышивках отражены природные и земледельческие ритмы, циклы человеческой жизни, символика рождения, жизни и смерти.
Разнообразие орнамента на Руси поражает воображение, ведь каждая волость, каждый район огромной страны имел свои особенности. Вышивка могла быть своеобразным «паспортом», по которому можно было «прочесть» откуда человек, каков его социальный статус.
С раннего возраста девочка начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати — шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Причем интересно, что готовность девочки к женской работе определяли по тому, как она делала и одевала специальную куколку «На выхвалку». Если кукла ладная, то пора девочке приступать к «взрослому» рукоделию. И вот в свадьбе у девушки был целый сундук приданног. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Вышивка считались очень сильным оберегом, и наносилась на определенные места в одежде, через которые могла проникнуть «нечистая сила», недобрый глаз: ворот, манжеты, рукава, подол. Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение, он символизировал огонь, кровь, жизненную силу. Белый цвет традиционно считался траурным – это цвет Смерти, поэтому погребальные рубахи были белыми, и особая «плакальная» рубаха невесты, прощающейся с домом, вышивалась белым по белому. Зелёный цвет символизировал растительность, Жизнь, чёрный – Землю, синий – Небо, Воды.
Символика вышивки отражала представления народа о вселенной: волнистые линии символизировали воду, горизонтальные — землю, косые — дождь, пересекающий путь к солнцу,точки между ними — зерна, брошенные в нее.
Особое место в вышивках занимали солярные знаки. Существует множество вариантов их изображения. К ним относятся разнообразные кресты — как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть «катилось» по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.
Кроме геометрических мотивов, в славянских вышивках встречаются растительные мотивы, изображения птиц или зверей. Не менее часто встречается в народной вышивке изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных конях. Бык символизировал Велеса. Дерево – знак жизни и плодородия или – Мироздания (Мировое Древо). Конь – знак Солнца, Солнечных Богов, Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц). Петух – знак Огня, Агуни, Кукушка – знак жизни, Живы.
Впрочем, никакой статьи не хватит, чтобы даже вскользь затронуть все особенности народной вышивки. Хотя, я могу посоветовать вам хорошую книгу Марины Качаевой «Сокровища русского орнамента»
Татьяна Милованова
Источник
27 ноября, 2019 - 4:30 пп
Это действительно магия
8 марта, 2020 - 6:49 пп
Магия везде в знаках
24 июля, 2020 - 1:07 пп
Орнамент это украшение со смыслом