Славянские праздники преобразовавшиеся в христианские .
Первым делом вспомним, что многие боги славянского пантеона плавно перешли в христианских святых, поэтому естественно предполагать, что праздники, посвященные этим богам, сместились в календаре относительно их первоначального языческого положения незначительно. В противном случае нарушилась бы связь этих праздников с фенологическими явлениями природы, и это было бы трудно объяснить народу. Именно праздники Русской Православной Церкви (РПЦ) и позволили, хотя бы приблизительно связать Календарь, изображенный на кресте Мары, с нашим современным. Это возможно потому, что праздники РПЦ привязаны к конкретной дате и снабжены однозначным толкованием.
Что касается свидетельств о языческих праздниках, то такие сведения скудны. Наблюдается множество разночтений: как по их датам, так и по их содержанию.
Существует несколько общепризнанных фактов по персоналиям языческих богов, ставших христианскими святыми.
Так бесспорно, что христианский Илья Пророк «вырос» из языческого Перуна. Его праздник РПЦ празднует 2-ого августа (все даты по «новому» стилю).
Образ Макоши перешел в образ богородицы и отчасти Параскевы Пятницы. Вспомним здесь знаменитый апокриф о двенадцати пятницах. Ведь как раз мы определили день Макоши, как «вторую» пятницу на неделе, то есть преддверие полнолуния. В году двенадцать лунных месяцев, и соответственно двенадцать полнолуний. Напомню, что Параскеву РПЦ почитает 27 октября.
Сохранились подобные сведения и о Велесе, который «работает» ныне Николаем Чудотворцем. РПЦ отмечает двух Никол: Летнего (22 мая) и Зимнего (19 декабря).
Не столь сильно повезло Роду, но в народные традиции связывают его праздник с Родионом Ледоломом (21 апреля).
Наличие пяти относительно достоверных «опорных» точек позволяют примерно привязать двенадцать лунных месяцев Солнечно-Лунного календаря к современному Григорианскому Календарю. Конечно, привязка эта весьма грубая, ведь календари имеют различное устройство, и фиксированная дата в одном из них может «гулять» в другом почти на целый месяц. Кроме того, мне на сегодня не понятны и сами принципы, которыми руководствовалась РПЦ при таком переводе дат. Не факт, что правила эти вообще для всех этих дат едины.
Однако мы можем прикинуть, хотя и с большой погрешностью, месяцы Григорианского Календаря, в которых следует ожидать праздников божеств соответствующих первым 12 буквам кириллицы.
Аналогичную операцию можно провести и для Солнечных месяцев и их божеств. Здесь «опорной» точкой будет, конечно же, праздник Купалы, ставший в христианстве Рождеством Иоанна Предтечи (27 июня). Также можно использовать праздник Кузьмы и Демьяна (14 ноября) именуемый в народе Сварожки. Кроме того хорошо известно, что на Николу Летнего празднуют и Ярилин день (Семик).
И опять мы можем прикинуть, те месяцы, когда следует ожидать праздников 10-и небесных богов. Правда, точность здесь еще хуже, так как солнечных месяцев всего десять.
Обобщенные данные, по современным месяцам в которых следует ожидать праздники, приведены в четвертом столбце таблицы.
В последнем столбце таблицы приведена моя подборка праздников посвященных конкретным богам. Желтым цветом помечены праздники, в правильном положении которых я практически уверен. Все это праздники РПЦ. На счет собственно языческих праздников сведения не очень достоверны. Ясно, что вопрос требует дополнительной проработки.
Хочу объяснить, почему я не закрасил желтым цветом Положение риз Пресвятой Богородицы (15 июля) и Собор Пресвятой Богородицы (8 января). Праздников посвященных богородице в церковном календаре полтора десятка (вспомним еще апокрифические 12 пятниц) и в любом месяце, что-нибудь да подбирается, поэтому Праздники Богородицы не слишком для нас информативны. За исключением праздника Покрова, который из праздников Богородицы самый главный и неудивительно, что он соответствует самой Макоши, тем более, что и Параскева совсем близко. Не исключаю, что это два осколка одного продолжительного по времени праздника.
Требует пояснений и «Ореховый Спас», уже не помню где прочитал, что в некоторых местах этот праздник называют «змеевником».
В Дмитриевскую Субботу РПЦ чтит память павших за Родину воинов. Покровитель воинов Перун, предков вообще олицетворяет Чур, ну а суббота день Рода, «универсальный» поминальный день.
Праздник Лели я не нашел, есть, конечно, упоминания о некоем «Лельнике» в мае, но первоисточника этих сведений я не видел. Если Вы помните, Лелю мы отождествили со сказочной Снегурочкой. Почему бы ей не родиться в декабре? Хотя возможно в мае могли праздновать и факт, что она растаяла от любви. Вопрос тоже темен.
Языческая «Громница» (предположительно 1 февраля) вполне ложиться в рамки системы.
Троица или Духов День вполне подходит Дажьбогу, с учетом его воздушной стихии. Но нужно отметить, что многие исследователи связывают этого бога со Спасом. Что мне лично кажется сомнительным. Так как Спас (Христос) – самое материальное лицо Троицы, а Дажьбог самое тонкое лицо последней языческой Троицы. Скорее всего, он должен соответствовать Святому Духу, а не Спасителю.
Наоборот, Жива является самым «плотным» лицом этой Троицы и, в этом смысле, она похожа на Спасителя, поэтому я сопоставил именно с ней праздник Преображения Господня (19 августа).
Из приведенной таблицы видно, что ровно половина праздников легла точно «по принадлежности». Еще примерно четверть, точно легла, но есть сомнения по датам. И последняя четверть праздников не вполне правдоподобна. Нужно отметить, что все праздники, по которым имелись правдоподобные сведения, очень хорошо уложились в календарь. Поэтому мне кажется, что о некоторых праздниках мы просто не имеем достоверных сведений или вообще не имеем сведений. А их места в таблице заполнили «чем попало». У кого есть на этот счет хорошие идеи, сообщите их, пожалуйста. Но в целом результат совпадений получился неплохой.
Михаил Корольков
28 августа, 2019 - 10:47 пп
Славянские праздники преобразовавшиеся в христианские .
26 марта, 2020 - 7:40 пп
Праздники бывают разные